Основная часть
В истории отчётливо прослеживаются две противоположные группы верований. Первая ищет Бога в мире как основу бытия, как сущность, скрытую за явлениями, как закон необходимости. Вторая понимает Его как идеал свободы, как надмировую благую волю, как владыку и управителя истории, предназначенной для осуществления его целей. Первые - религии политеистические, вторые - монотеистические. Классические религии первой группы мы встречаем у индусов и греков. Оба эти народа начали с по-детски радостной религии природы, которая чтила волю богов, проявляющуюся в природе и в общественных установлениях, и возвышала божественное начало над действительностью постольку, поскольку видела в богах этически возвышенную красоту мира и радость жизни.
Полная противоположность этому – религия целенаправленной борьбы и надежды, классическими представителями которой в древности были иранский пророк Заратустра и пророки Израиля. Бог этих религий – это надмировой идеал блага, самовластная воля, которая не разлита в мире, а царит над ним как его Творец и Властелин.
Если речь идет о религии, нельзя принимать за основу ее низшие ступени. О ее сущности следует судить исходя из высших, развитых форм, поскольку именно в них проявляется ее глубинный смысл, изначально скрытый, как бессознательный инстинкт в детской игре.
Из того очевидного факта, что на низших этапах развития религия превалирует чувственные и эгоистические желания, достижение которых связывается с молитвами и жертвоприношениями, Фейербах сделал вывод, что религия вообще есть не что иное, как порождение эгоистического сердца и мечтательной фантазии, а боги – выдуманные человеком «желаемые существа», необходимые ему для иллюзорного преодоления собственного бессилия.
Но как тогда решить загадку религии, чем объяснить, что чистое заблуждение все же смогло сохраниться у всех народов на протяжении тысячелетий? Как могло случиться, что именно этот ложный образ, рожденный больным эгоистическим сердцем, явился самым действенным средством для преодоления природного эгоизма, для установления и сохранения разумных нравов, порядка и культуры, т.е., как неоспоримо свидетельствует история религий, оказался основополагающим для нравственного воспитания человека?
Самое популярное:
Али и шииты
Шииты считали, что не Осман, а Али, ближайший родственник и сподвижник пророка, должен был занять место халифа. Выдвижение Омейядов послужило толчком для их активности. Пропаганда шиитов, утверждавших, что халифы должны быть из рода проро ...
Социально –
исторические и религиозные предпосылки. Социально-политическая ситуация и ее влияние на
христианство
Христианство, провозглашенные им вероучения, идеи и этические принципы выросли на почве определенных общественных отношений.
В первые века нашей эры римляне окончили завоевание Средиземноморья. Подчинив себе множество народов и государст ...
Руководство мусульманским обществом с 80-х годов
Муфтии ДУМ: М. Хусаинов (1789-24), Г. Габдрахимов (1825-40), Г. Сулейманов (1840-62), С. Тевкелев (1865-85), М. Султанов (1886-1915), М. Баязитов (1915-17), Г. Баруди (1917-21), Р. Фахретдинов (1923-36), Г. Расулев (1936-50), Ш. Хиялетдин ...