Основная часть
В истории отчётливо прослеживаются две противоположные группы верований. Первая ищет Бога в мире как основу бытия, как сущность, скрытую за явлениями, как закон необходимости. Вторая понимает Его как идеал свободы, как надмировую благую волю, как владыку и управителя истории, предназначенной для осуществления его целей. Первые - религии политеистические, вторые - монотеистические. Классические религии первой группы мы встречаем у индусов и греков. Оба эти народа начали с по-детски радостной религии природы, которая чтила волю богов, проявляющуюся в природе и в общественных установлениях, и возвышала божественное начало над действительностью постольку, поскольку видела в богах этически возвышенную красоту мира и радость жизни.
Полная противоположность этому – религия целенаправленной борьбы и надежды, классическими представителями которой в древности были иранский пророк Заратустра и пророки Израиля. Бог этих религий – это надмировой идеал блага, самовластная воля, которая не разлита в мире, а царит над ним как его Творец и Властелин.
Если речь идет о религии, нельзя принимать за основу ее низшие ступени. О ее сущности следует судить исходя из высших, развитых форм, поскольку именно в них проявляется ее глубинный смысл, изначально скрытый, как бессознательный инстинкт в детской игре.
Из того очевидного факта, что на низших этапах развития религия превалирует чувственные и эгоистические желания, достижение которых связывается с молитвами и жертвоприношениями, Фейербах сделал вывод, что религия вообще есть не что иное, как порождение эгоистического сердца и мечтательной фантазии, а боги – выдуманные человеком «желаемые существа», необходимые ему для иллюзорного преодоления собственного бессилия.
Но как тогда решить загадку религии, чем объяснить, что чистое заблуждение все же смогло сохраниться у всех народов на протяжении тысячелетий? Как могло случиться, что именно этот ложный образ, рожденный больным эгоистическим сердцем, явился самым действенным средством для преодоления природного эгоизма, для установления и сохранения разумных нравов, порядка и культуры, т.е., как неоспоримо свидетельствует история религий, оказался основополагающим для нравственного воспитания человека?
Самое популярное:
Ислам в России
Мусульманская религия стала важным фактором российской жизни начиная с XVI в., когда при Ива» Грозном были покорены и присоединены к России Казанское и Астраханское ханства, населенные татарами Эти государства можно в какой-то степени рас ...
Жизнь и миссия Моисея.
Моисей сформулировал две взаимосвязанные истины, раскрывающие своеобразие человеческого бытия как бытия нравственного . Во-первых, над человеком есть бог, воле которого он должен безусловно повиноваться. Во- вторых, человеческий индивид н ...
Обрядность мунитов.
Я уже говорил о трех основных принципах жизни среднестатистического мунита. Напомним, что сначала надо достичь личного совершенства, затем создать совершенную семью, совокупность семей составляет совершенный род, затем государство, и, нак ...