Церковь в период правления Константина
IСтраница 1
К концу III - началу IVв. христианство вполне созрело для того, чтобы стать господствующей религией, и в социальном и в моральном плане соответствующей интересам имущих классов. Оно представляло собой широко распространённую идеологию, выходившую даже за пределы Римской империи.
Союз церкви и государства ведёт начало от Константина I (306-337гг), признавшего равноправие христианства с другими культами и склонявшегося к особой его поддержке, за что он был признан православной церковью “равноапостольным”. С именем данного императора христианская церковь связывает многое, что получило распространение в практике церкви и её отношениях с государством лишь в дальнейшем. То, что Константин формально стал “первым христианским императором”, не бесспорно. Он действительно склонялся к христианству, поддерживал его, в императорском окружении было немало христиан, император прислушивался к их мнению. Но укоренившаяся легенда о принятии им крещения на смертном одре вызывает сомнения. Ещё не умершая в историографии идея, что, создавая Константинополь, он одновременно стремился создать и новую “христианскую столицу”, в противовес языческому Риму не выдержала проверки.
Константин более всего был озабочен укреплением единства империи и дорожил многовековым авторитетом и сложившимся значением Рима как столицы единого государства. Он и его ближайшие преемники исходили из этой политической концепции, имевшей немаловажное значение и для истории церкви. Рим продолжал оставаться столицей, важнейшим символом единства империи. Основанный же в 324г. Константинополь мыслился не как новая столица империи, а только как личная императорская столица и одновременно главная военная ставка.
Но даже при том, что в “личной”столице могли в большей степени проявиться собственные симпатии императора, не обнаруживается никаких следов его стремления превратить Константинополь в христианскую столицу. Церковное строительство в городе при нём и его ближайших преемниках было достаточно скромным, а церковный глава константинопольских христиан до второй половины IV века не возвышался в ряду обыкновенных епископов. Всё это никак не свидетельствует об активном стремлении императора поднять духовное значение и авторитет Константинополя как христианской столицы. В этом плане Константин также признавал приоритет Рима. Римские епископы уже в 314г. получили в качестве резиденции Латеранский дворец.
Для Константина христианство было одним из элементов в совокупности культов, призванных упрочить идеологическое единство империи и императорское единовластие. Его отношение к христианству и церкви определялось политическими мотивами, политическим расчётом.
Ближайшим советником и сподвижником Константина епископом Евсевием была разработана новая христианская концепция императорской власти, в которой не могло быть места для прямого обожествления земного правителя. Переработав эллинистическую концепцию, Евсевий выдвинул идею монаршей власти милостью божьей. Так земной правитель из живого бога, родственника или потомка богов, превращался в его наместника, представителя и исполнителя божьей воли в земных делах. Так оформилась христианская идея божественного происхождения земной власти.
В 313 году Миланским эдиктом о веротерпимости христианство было признано равноправным наряду с другими официально признаваемыми государством религиями. С изданием Миланского эдикта церковь превратилась в официально признанную государством корпорацию, имевшую право не только на отправление культа, строительство храмов, но и на собственные имущества и доходы. Начинается превращение церкви в крупнейшего собственника империи, а духовенства в привилегированное сословие. Церковь и клирики теперь не платили важнейшие государственные налоги.
Самое популярное:
Популярный подход
Популярный подход — это подход журналистов и политиков. Не будучи специалистами в данном вопросе и преследуя популистские цели, приверженцы подобного подхода действуют по принципу: «Культ — это все, с кем я не согласен». ...
Святилище
Еще один существенный элемент в религиозной практике полинезийцев — наличие определенных святилищ. У меланезийцев зачатками святилищ можно считать мужские дома и дома тайных союзов, где совершались магические и религиозные обряды. У полин ...
Назначение куклы
Зимние лихоманки (есть еще и весенние) – это обережные куклы от нечести в доме, которая является причиной болезни и разлада в доме. Зимних лихорадок 12, каждая имеет свое имя и связана с определенной болезнью (злым духом). Вот эти названи ...