Ислам в Казахском ханствеСтраница 3
Сочинение написано в 1035/1625-1626 г. и посвящено Аштарханиду Имамкули-хану, оно является важным источником для изучения Джахрийайи Султанийа ордена Накшбандийа, действовавшего в Туркестане и прилегающих кочевых районах. Значительное место занимают известия о путях проникновения и насаждении ислама и о роли деятельности шейхов среди народов Центральной Азии, в том числе среди казахов.
Дальнейшее изучение источников будет способствовать выявлению новых сочинений, содержащих известия по истории Казахстана XV-XVI1 вв. Наиболее перспективной группой среди них являются среднеазиатские агиографические сочинения - жития суфийских святых. К этой категории источников относятся "Зийа ал-кулуб" Мухаммад Аваза, "Джалис-и мушта-кин" Мауланы Пайрави Бухараи, "Маджму ат-таварих" Сайф ад-Дина Ахси-кенди, "Ламахат мин нафхат ал-кудс", в которых имеются важные сведения о распространении ислама среди казахов.
В крупных государствах послемонгольского периода, включавших различные части нынешнего Казахстана (Золотая Орда, Могулистан) темпы исламизации даже поначалу замедлились, зато сама она стала приобретать новые аспекты. Пришельцы постепенно интегрировались в местную тюркскую среду, и в результате сложился своеобразный элитный слой тюрко-монгольской знати.
В более поздний период, с образованием казахской народности в ХVI в. внедрение ислама способствовало укреплению верховной власти ханов и слиянию различных казахских племен в единую этническую общность. Таким образом, дальнейшее проникновение ислама в регион и его влияние на политическую жизнь происходили в неразрывной связи с домусульманскими, а с приходом монгольских войск, и с монгольскими идеологиями. Эти процессы не были результатом борьбы идей, а скорее, гибкой аккультурации и адаптации различных идей. К тому времени казахи уже считали себя мусульманами-суннитами (ханифитского толка), то есть с определившейся религиозной идентичностью.
В то же время, унаследованный ими синкретизм исламской веры так и не был преодолен: сильные элементы анимизма, шаманизма, поклонения предкам по-прежнему входили в религиозные представления и обряды, распространенные в степи в форме народного ислама, включавшего в себя элементы доисламских верований. Соответственно, хотя и сложилась прослойка всеми признаваемых представителей исламам в лице имамов, кади, мулл, мударрисов и других, организационно оформленные структуры мусульманского духовенства были, вес же развиты слабо.
В этой связи следует особо отметить, что казахи, этническое ядро которых составили кыпчакские племена, в XYI веке считались мусульманами-суннитами ханифитского толка. Но наряду с этим указывалось, что среди них распространены некоторые "обычаи язычества", которые, по словам мусульманских ученых начала XYI века, выражались в трех видах. Во-первых, среди казахов были изображения идолов, которым они земно поклонялись. Во-вторых, казахи захваченных в плен мусульман превращали в рабов., не делая никакого различия между ними и рабами-неверными. В третьих, когда наступает пора весны и появляется кумыс, казахи, прежде чем налить кумыс в сосуд и выпить, "обращают свое лицо к Солнцу и выплескивают из сосуда небольшое количество напитка в сторону востока, а затем совершают земной поклон Солнцу. Наверное, это есть проявление благодарности Солнцу за то, что оно выращивает травы, которыми питается лошадь и появляется кумыс"
Самое популярное:
Махаяна. Буддизм махаяны
Основателем учения махаяны считается видный буддийский богослов Нагарджуна, живший в 1 веке н.э. в Южной Индии. Последователи этой школы буддизма считали, что основная идея вероучения - каждый человек может достигнуть нирваны только личны ...
Будда.
Условные даты жизни Будды -566 – 486 гг. до н.э., хотя, по данным последних исследований, он умер около 410 г. до н.э. (в хронологии допускается погрешность в пределах десяти лет). По традиционным источникам, Будда и его род принадлежали ...
Религия государства инков
Четвертый центр древнеамериканской цивилизации — Перуанское государство, которое к приходу европейских колонизаторов находилось под господством инков. Инки завоевали страну, где уже до того существовала высокая культура, но они создали ст ...