Ислам в Казахском ханствеСтраница 2
Особый интерес представляют вакуфные документы, характеризующие хозяйство джуйбарских шейхов XVI-XVII вв., которые показывают, что в руки определенных категорий служителей переходили районы с десятками селений, пахотных угодий, мельницами, караван-сараями, каналами и др. В "Раузат ар-ризван" Бадр ад-Дин ал-Кашмири сообщается, что 900 джуфти гав земли находилось между Туркестаном и Хорасаном. Все это свидетельствует о том, что шейхи Джуйбари имели огромные земельные фонды в различных районах Центральной Азии .
Активное участие в торговле принимало духовенство. Так, Бадр ад-Дин ал-Кашмири в "Раузат ар-ризван" приводит сведения об участии в международной торговле джуйбарского шейха Ходжи Ислама.
Как мы уже отмечали, шейхи Джуйбари играли значительную роль в политической жизни общества того времени, пользовались большим влиянием среди своих мюридов. Английский путешественник А. Дженкинсон, побывавший в Бухаре в 1559 г., рассказывал о политическом влиянии могущественного главы бухарского духовенства. Он писал: "В Бухаре есть духовный глава. Его больше слушают, чем короля, он может сместить короля и посадить другого по своей воле и желанию" (Дженкинсон А. Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. С. 35).
Суфийские шейхи играли немаловажную роль в истории казахских ханов. К примеру, по "Мусаххир ал-билад" в ходе исторического похода Тауе-кель-хана в Туркестан, Ташкент, Фергану. Фергана была передана Тауекелю местными деятелями: "Йусуф-ходжа Сайд Атайи с шайкой неверных людей . вышел из Андижана и взял в плен Мухаммад-Кули-султана. И, отвезя к Тауекель-султану, бросил того высокородного шахзаде в вертеп погибели"10. Йусуф-ходжа Саййид-Атайи, судя по его имени, был потомком знаменитого шейха Саййид-Ата и, скорее всего, духовным лицом
Предпринимая свой поход в Среднюю Азию, Тауекель-хан строил свои расчеты не на силе одного оружия, он опирался на определенные социальные слои населения Средней Азии, которые должны были оказать и в нужный момент действительно оказали ему поддержку. О стремлении Тауекеля завоевать расположение среднеазиатских суфийских пиров ордена Накшбан-дийа, с тем чтобы в дальнейшем заручиться их поддержкой, рассказывает и Мухаммад Аваз в "Зийа ал-кулуб".
Многие специалисты считают, что в XV-XVI вв. в среде казахов еще сохранялись шаманизм и различные языческие культы, а ислам не был распространен широко. В целом это справедливо, но следует уточнить, что ислам прививался прежде всего в среде казахских ханов и султанов, которыми он и насаждался. Принятие ислама не может не свидетельствовать в пользу того, что казахские ханы искали себе прочную социальную опору в лице влиятельного мусульманского духовенства и суфийских корпораций.
В "Зийа ал-кулуб" сообщается, что суфийские пиры были заинтересованы в расширении источников доходов, вели активную пропаганду своих догматов среди кочевников-казахов и вовлекали их в число своих мюридов. Об успехах их пропаганды среди казахов говорит, например, тот факт, что в числе учеников накшбандийского шейха Лутфуллы Чусти (убит в 1571/72 г.) был казах Мухаммад, который являлся проповедником суфизма среди казахов и киргизов. Сообщение об этом содержится и в житии Лутфуллы Чусти". Эти земные заботы и заставляли духовных предводителей суфийских корпораций налаживать добрые отношения с казахскими ханами и султанами и помогать им
Особый интерес представляет агиографическое сочинение "Ламахат мин нафахат ал-кудс" ("Отблески от дуновений святости"). Автор - Мухаммад ал-Алим ас-Сиддики ал-Алави. Известный также как Алим-шейх Азизан, он был последователем особой ветви ордена Накшбандийа, носившей название Джахрийа-йи Султанийа, основателем которой считается известный Ахмад Яссави (Йассави, Яссауи).
Самое популярное:
Церковная реформация, протестантизм
В начале XVI в. в странах Центральной и Северной Европы вспыхивает буржуазное по существу движение, направленное против феодализма и его церковного выражения - католицизма, против самовластия и бесстыдного вымогательства папской курии, - ...
Титул Сына Божьего
Для доказательства Божественности Иисуса (мир ему!) христиане часто прибегают к выражению "Сын Божий", применяемому в Евангелиях. При более глубоком анализе становится ясно, что оно используется метафорически. Библия называла мн ...
Станца IV
1. Дикий Белый Бык покрыл Большую Красную Корову. Одним исторгающим усилием она родила Белого Телёнка женского рода.
2. По обеим сторонам головы её выросло по одному Золотому Рогу, а посредине неожиданно вырос Рог с Бриллиантовым Наконеч ...