Сущность духовности
Настоятельная потребность исследования «нравственных чувств и целостных убеждений», исследования духовного мира актуализирует проблему духовности. В связи с этим возникает вопрос о том, что такое духовность? Если лет 10-15 назад о духовности не говорили, а говорили о нравственности, четко представляя, что духовность является прерогативой религии, то теперь все заговорили о духовности, еще четко не представляя, что же стоит за этим понятием духовность.
В Толковом словаре Даля духовность определена как имеющая отношение к духу, а дух квалифицируется как бестелесное существо, бестелесный житель недоступного нам духовного мира. В четырехтомном «Словаре русского языка» духовность интерпретируется как духовная, интеллектуальная природа сущности человека, противополагаемая его физической и телесной сущности. В работе А.А.Кокурина «Теория духовности» выделяются три части понятия духовности: духовность как сопричастность человека к святости, духовность как выполнение общечеловеческих нравственных норм (норм Священного Писания), духовность как постоянное совершенствование себя.
Но одухотворение - считали Святители Церкви - не приходит к человеку с рождения, а формируется и воспитывается благодаря Церкви, восприятию нравственных норм христианства, саморазвитию и самовоспитанию человека.
В чем же отличие светского и церковного понимания духовности? В.Д.Шадриков отмечал, что «основа религиозной духовности - это вера в Бога и построение поведения (верующего человека) определяется канонами веры, религиозной моралью и т. д. Вера - это состояние души верующего человека, признающего существование Бога бесспорной истиной и непререкаемость Его великих заповедей.
Человек верующий не только верит, но и действует в соответствии с верой и свое поведение строит соответствующим образом. Совершает добро, и, естественно, это его возвышает, придает поведению целостность и дает человеку счастье. И, действительно, можно сказать, что в этом случае верующий человек духовен».
Интерпретируя светское понимание духовности, В.Д.Шадриков писал: «В светском образовании духовность часто отождествляется с культурой, которую наработало человечество, и со всем, что направлено на освоение культуры, на создание культуры личностью. Духовность отождествляется с творческой духовной деятельностью. С этой точки зрения мы в какой-то мере уходим от теологического понимания духовности, встаем на позиции научного, общекультурного ее понимания».
Таким образом, духовность связана с интеллектуально-психологическими особенностями человека, но «светская духовность, считает В.Д.Шадриков, - не может быть сведена только к интеллектуальности. Духовность всегда отражает отношение людей друг с другом, затрагивает проблемы добра и зла, определяет поведение человека в отношении добра и зла. Все это оформляется в личностные смыслы, они-то и определяют, в конечном счете, поведение человека. И здесь нет непроходимой грани между религиозным и светским пониманием духовности, потому что и религия может стать личностным смыслом человека, и тогда он становится по-настоящему верующим».
Самое популярное:
Так что же входит в понятие образа Божия.
Образ, по которому был некогда создан человек, как "идеал", как "икона", не является результатом богословского или философского дискурса. Он есть достояние Откровения. Господу было угодно открыть одну из тайн бытия чел ...
Корни анимизма
Итак, один из корней анимистических верований меланезийцев – это родовая организация и связанный с ней культ предков. Кстати, Меланезия чуть не единственная на земле область, где на такой ранней ступени развития сложился настоящий культ п ...
Религия
Понятие Религия связано с латинским словом « Религию», что означает совестливость.
Этапы истории развития религии
1. Древний политористический. ( до 6 в. До нашей эры). Развитие монорлизма.
2. Этап формирования 3 религий ( буддизм, хри ...