Схоластика и мистика
Более оживленная политическая и культурная жизнь в Западной Европе в сравнении с Восточной вызвала и появление на Западе более обширной богословской и религиозно-философской литературы. Делались попытки как-то согласовать церковные догматы с сохранившимися обрывками античной образованности и науки. Так родилась особая церковная "наука" - схоластика (XII - XIII вв.). Богословы-схоласты в самой "ученой" манере рассуждали о религиозных вопросах, старались примирить библейско-евангельское учение с философией Аристотеля (единственного, кого еще помнили из античных писателей). Науку - или то, что называли тогда наукой, - и философию ставили на службу религии; тогда и родилась крылатая фраза: "Философия есть служанка богословия" ("Philosophia est ancilla theologiae"). Первыми и самыми известными схоластиками были Ансельм - архиепископ кентерберийский, Петр Абеляр, Альберт "Великий", Фома Аквинский (последний и доныне считается в католических кругах непревзойденным ученым и философом). Оплотом схоластической науки были университеты - Парижский, Болонский, Оксфордский.
В отличие от этих богословов, старавшихся "рационализировать" христианское вероучение, другие церковные деятели, сознавая несовместимость религии с наукой, склонялись к мистицизму. Они стремились к тайному богопознанию, к общению с богом, предавались аскетизму, доводили себя до экстаза. К человеческому разуму и здравому смыслу они относились с пренебрежением. На всякие сомнения в правдоподобии того или иного церковного учения они склонны были отвечать словами Тертуллиана: "Я потому-то и верю, что это нелепо" ("Credo quia absurdum") - Это мистическое течение восходит к древнему визионизму. Наиболее известный представитель средневекового мистицизма - Бернард, аббат монастыря Клерво (XII в).
Самое популярное:
Соотношение светской и религиозной духовности
Оппозиция интеллектуального и духовного начал культуры имеют многообразные формы выражения: теоретический и практический разум, истина и ценность, знание и вера, наука и идеология и т.д. Но самой широкой характеристикой духовности можно с ...
Друиды
«Выше всего на свете друиды почитают остролист и дерево, на котором он произрастает, дерево же это — дуб . потому-то по-гречески их и назвали друидами, что значит . "жрецы дуба"», — пишет Плиний, давая первое объяснение происхож ...
Культура арабского востока и ее влияние
на мировую культуру
Следует подчеркнуть, что ислам существенно способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, а также созданию утонченной культуры (не случайно VII—VIII вв. называют эпохой классицизма). Халифы, эмиры и губерна ...