Взаимоотношение государства и церкви. Государственная политика в области религии до 1997 года
На различных этапах развития христианства предпринимались попытки усилить религиозное влияние на государственную власть ( № , с.213).
В 1455 году Константинополь захватили турки. Разрушение Византийской империи, интересы укрепления авторитета Российского государства, а также возросшее влияние Русской Православной церкви за рубежом привело к тому, что в 1599 году была создана Московская патриархия, и митрополит на поместном соборе был избран первым российским патриархом. Сделав Русского патриарха независимым от Константинопольского, собор вместе с тем поставил его в зависимость от царской власти: согласно Соборному уложению 1649 года, патриарх после избрания его на Поместном соборе, утверждался царем.
Дальнейшее укрепление власти церкви в государстве было проведено патриархом Никоном в середине XVIII века. Никон провел ряд реформ, последствием которых явился раскол в Русской православной церкви — возникло старообрядчество. Никон в своей реформаторской деятельности стремился утвердить приоритет духовной власти над светской, стремился стать над царем. Но в борьбе с самодержавием Никон потерпел поражение. В результате Поместный собор 1667 года осудил Никона, лишил его сана и подтвердил необходимость подчинения церкви государству.
В 1721 году Петр I ликвидировал патриаршество и учредил Святейший синод — коллективный орган, члены которого назначались императором( ) . Церковь была лишена самостоятельности и превратилась в одно из учреждений государственного управления.( ) Главой церкви стал сам император, а Синодом должен был управлять его чиновник — обер-прокурор. Церкви вменялось в обязанность исполнение ряда функций государственной власти: запись актов гражданского состояния, руководство начальным образованием, наблюдение за политической благонадежностью граждан.
Православие верой и правдой служило самодержавию в течение двух веков, вплоть до свержения династии Романовых и ликвидации монархии в результате Февральской революции 1917 года.( )
Революционная ситуация в России в начале ХХ века вынудила правительство вносить коррективы в религиозную политику. Так, царский Манифест от 26 февраля 1905 года содержал обещание даровать свободу вероисповеданий.
С этого момента начинаются новые изменении во взаимоотношениях церкви и государства.
На начальном этапе Февральской революции между церковью и Временным правительством установились взаимопонимание и тесное сотрудничество. Временное правительство для проведения своей политики нуждалось в поддержке церкви. Поэтому оно предприняло ряд шагов, направленных на установление добрых отношений. Церковь получила крупные ассигнования на содержание храмов и Клира. В свою очередь, православные священники стремились оказать поддержку Временному правительству, обосновать законный характер новой власти.
Временным правительством в порядке обеспечения свободы совести был проведен ряд реформ, основной смысл которых заключался в том, чтобы уравнять в правах все религии России, отделить школу от церкви и т.д. В школах было отменено обязательное преподавание закона Божьего, церковно-приходские школы передавались от церкви в ведомство Министерству школ. Таким образом, в управлении Русской православной церковью, а значит, и ее отношениях с государством, произошло эпохальное событие.
Самое популярное:
«Рунический строй». Разновидности рунического алфавита
Никогда руны не оставались неизменными.
Как уже было сказано, в V веке от Р.Х руническая магия пришла на Британские острова. Британские маги не удовлетворились Футарком и создали свой собственный рунический строй. Эти руны (их 28) извест ...
Свобода слова и религиозные ценности: анализ конфликтов последних лет
В последние годы часто случаются конфликты между сторонниками либеральных и демократических ценностей и верующими из различных конфессий. Сторонники либерализма считают, что демократия и свобода слова должна охватывать все сферы человечес ...
Евангелие от Иоанна
Четвертое Евангелие Нового Завета - это Евангелие от Иоанна. Как это обычно делается у христиан, приписывающих каждое слово Писания прямым ученикам Иисуса, это Евангелие было приписано апостолу Иоанну на основании стиха в последней главе: ...