Шраманы и их ученияСтраница 2
С другой стороны, последователи Локаята настаивали на том, что между событиями нет никакого принципа причинности, что все события спонтанны и самопричиняющи. Это значило, что действия не имеют последствий, и можно безопасно игнорировать моральные правила в поиске чувственных удовольствий. Последователи другой школы шрамана, Адживика, настаивали на том, что причинность иллюзорна. По их словам, действительно существуют только неизменные субстанции, из которых построена вселенная. Причинность подразумевает изменения, и поэтому нереальна. Значит, человеческие действия никак не воздействуют ни на что действительное, – включая счастье, – и поэтому не имеют никакого значения. Последователи другой ветви той же школы, специализирующейся на астрологии, настаивали на том, что причинность реальна, но полностью детерминирована. Человеческая жизнь полностью определяется безличной судьбой, написанной в звездах; человеческие действия не играют никакой роли в достижении счастья или горя; мораль – это чисто общественная договоренность. Таким образом они утверждали, что освобождение от цикла перерождений наступает только тогда, когда цикл сам завершается. Умиротворенность ума можно найти, приняв свою судьбу и терпеливо ожидая, пока цикл, как раскручивающийся клубок ниток, не придет к концу.
Традиция говорит о "шести учителях", ставших главными оппонентами Будды, и среди них о Госале — основателе движения адживиков и творце оригинальной системы, которая просуществовала два тысячелетия. Остальные же доктрины никогда не имели общеиндийского значения, тем не менее ряд их положений несомненно воздействовал на реформаторские течения и древнеиндийский рационализм. Несмотря на отрывочность сведений об этих шести мыслителях (данные сохранились преимущественно в ранних джайнских и буддийских сутрах), они заслуживают специального внимания.
От своих современников Маккхали Госала отличался жестким фатализмом. "Усилия человека бесполезны" — такова была сущность его учения, лейтмотив которого можно выразить одним словом, нияти, т. е. "фатальность", "судьба". Согласно изложению этой доктрины в "Саманнапхала-сутте" Госала полагал, что "не существует причин, ни явных, ни косвенных, для того чтобы существа были порочны; они становятся порочными без причины и без повода . Нет причин . для высокой нравственности существ; они становятся чистыми без причин и без повода . [Нет такой вещи, как] чьи-то собственные действия . или действия другого . или усилие человека. Нет таких вещей, как сила и энергия, человеческая воля или человеческое стремление. Все животные . растения .существа . души существуют без воли, силы, энергии, принадлежащих им лично. Они покоряются тому или иному пути благодаря своей судьбе, необходимым условиям рода, к которому они относятся, а также благодаря своей индивидуальной природе".
Другой философ – Аджита Кесакамбала, был одним из первых материалистов, причем крайней формы материализма. Аджита Кесакамбала учил тому, что все в мире состоит из четырех элементов – земли, воды, огня и воздуха. Только эти элементы обладают подлинным существованием, остальное же лишь их соединения, причем иллюзорное. Человек, обладающий несовершенными органами чувств и несовершенным умом не может это постигнуть, поэтому ему кажется, что живет в мире с четкими очертаниями предметов, живых существ, запахами, вкусами и так далее.
Однажды великий индийский царь Аджаташатру спросил Аджиту о результативности аскетизма. Аджита ответил, что ничего нет, ни плодов подаяния, ни жертвы, жертвоприношения, нет плодов злых и добрых дел (в индийской религии господствовало и господствует учение о карме, согласно которому человек получает следующую жизнь, согласно совершенным им добрым и злым делам), ни этого мира, ни другого мира, ни тех, кто достигает истины об этом мире. В этом последнем пункте мыслитель противоречил сам себе, ведь он же говорил о своем учении, как открывшем истинное положение вещей в мире. Он учил тому, что человек после смерти просто распадается на четыре элемента и не более.
Из своего учения Аджита выводил и учение о морали, которой для него попросту не существовало, так как не было духовного начала в человеке. Если нет того, кто после смерти получит по заслугам за совершенное, плохое или хорошее, то к чему придумывать различные моральные установления.
Самое популярное:
Религия и церковь в современной Украине
На сегодняшний день согласно Конституции Украины каждый человек имеет право на свободу вероисповедания. Преобладающей религией является православие. Но также есть греко-католическая, римо-католическая (распространенные в особенности в Зап ...
Любовь — плод Божьего духа
Подобно тому как дождь, в нужное время орошающий фруктовый сад, содействует хорошему урожаю, Божий дух производит в восприимчивых людях качества, которые в Библии называются плодом духа (Галатам 5:22, 23). Первостепенной составляющей этог ...
Сущность христианской концепции происхождения
морали
В I в. н.э.
в восточной части Римской империи начало распространяться христианство. Христианство является движением угнетенных слоев Римской империи лишь при возникновении в самый начальный период его истории. Со временем оно теряет оппоз ...