Языческие праздники славянСтраница 1
Славяне в течение веков накапливали запас положительных знаний, рациональных представлений об окружающем мире. Они приходили к установлению в годовом кругообороте природы естественных периодов, определявших чередование трудовых процессов. В эти реалистические наблюдения вплетались и иллюзорные представления о действительности, стремление воздействовать на природу. Поэтому календарные праздники с их традиционными игрищами, увеселениями, связанные с этапами хозяйственных работ, включали и религиозные обряды, и ритуалы, суеверные приметы и гадания, направленные на магическое обеспечение желаемого урожая, плодородия, благополучия, здоровья.
Наблюдая течение года, славяне, подобно римлянам, делили его на 12 месяцев и каждому из них дали название, соответствующее с временными явлениями или действиями природы:
Январю – просинец (вероятно, от синевы неба),
Февралю – сечень,
Марту – сухий,
Апрелю – березозол (наверное, от золы березовой),
Маю – травный,
Июню – изок (так называлась у славян какая-то певчая птица),
Июлю – нервен (не от красных ли плодов или ягод?),
Августу – зарев (от зари или зарницы),
Сентябрю – рюен (или ревун, как толкуют: от рева зверей),
Октябрю – листопад,
Ноябрю – груден (от груд снега или мерзлой грязи),
Декабрю – студеный.
Столетие называлось веком, т.е. жизнью человеческой.
В дохристианской Руси существовало особое божество, выражавшее смену времен года, наступление нового года, начало весеннего солнечного цикла. Имя этому божеству было Авсень(Овсень, Усень, Таусень). Годовой круг языческих обрядов соотносился с солнечным календарем, и самые значительные ритуальные действия совершались в дни зимнего и летнего солнцеворота – на стыке января и декабря и в июне.
26 декабря праздновался бог Род, творец всего сущего, и сопутствующие ему рожаницы. Почти 2 недели, вплоть до Велесова дня (6 января), проходили веселые гулянья, т.н. Колядки или зимние русалии. С ритуальной целью обряжали сноп или соломенную куклу, называя их Коляда. В нем воплощалось новорожденное молодое солнце, т.е. солнце будущего года. В образе Коляды, по-видимому, подразумевались ежегодно обновляющийся бог Род и неотвратимость победы светлого и доброго начала над злым.
После принятия христианства оптимизм и жизнеутверждение празднований Коляды получили новое содержание в праздновании Рождества Христова, а ритуальные языческие обычаи превратились в веселую игру на Святки. В эти дни жгли костры, юноши и девушки наряжались в маски (хари) коней, коз, коров, медведей и, ряженые, ходили по дворам, пели колядки – песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо
. Славили хозяев, желали благополучия дому и семье, а за это требовали подарки, шутливо предрекая разорение скупым. Колядки нередко отождествляли с зимними русалиями. Однако русалии проводились не только в канун Рождества Христова и Богоявления, но и в другие дни.
Злым божеством января считался Карачун
, именем которого назывался день зимнего солнцеворота. По древним поверьям, сильные морозы и разгул злых духов и ведьм можно преодолеть веселыми гуляньями и радостными заклинаниями в честь солнечного бога. На зимние коляды приходилась самая великая пятница в честь богини Мокоши
. 6 января язычники обращались к богу скота и богатства Велесу
, прося его о плодородии, хорошем урожае и благополучии.
В начале февраля русские язычники отмечали Громницу – праздник в честь бога Перуна и почитания огня
. 11 февраля обращались к богу скота и богатства Велесу
, умоляя его сохранить домашних животных в последний зимний месяц. Вместе с Велесом в этот же день праздновали Волосынь
, по-видимому, его жен. Существуют сведения, что именно в этот день женщину, заподозренную в злых умыслах и сношении со злыми духами, зарывали в землю.
1 марта праздновали Позвизда, божество ветров, бурь и непогод
. В марте проходили т.н. Мертвые Колядки
. Чтобы преодолеть мертвые силы зимы и закликать весну, выпекали из теста жаворонков, забирались с ними на деревья и крыши и просили ранней теплой погоды. 9 и 25 марта праздновали богиню любви Ладу.
Со дня весеннего равноденствия (25 марта) отмечали Комоедицы – медвежий праздник, в христианское время получивший название Масленицы.
Совершали обряд поклонения Перуну
. Зажигали костры, прыгали через огонь для очищения себя от нечистой силы, благодарили Перуна за начало весны. В конце праздника сжигали на костре соломенную куклу, символизирующую зло и смерть.
Самое популярное:
О чем рассказали свитки
Последующий анализ текстов показал нечто невероятное. Во времена Христа существовало около десяти вариантов Писаний, а Септуагинта (см. «Христианство» 4/2002) имела хождение в Иудее. Было обнаружено три типа текстов — такой же, как и в ев ...
Религиозная доктрина
Поначалу Виссарион находился в ранге апостола Христа, потом был обожествлен и назван самим богом, Христом. Согласно его учению, на земле наступило особое время, которое окончится либо "небывалым взлетом, либо небывалым падением" ...
Магические рунические гадания
Использование рун для привлечения удачи является вульгарным упрощением их истинной функции как оракула. Оракул не предсказывает будущее и не дает конкретных рекомендаций. Он привлекает внимание к неосязаемым потокам энергии, воздействующи ...