Роль этических представлений при решении проблем секса и репродукции
Очевидно, что люди основывают свои решения в области секса не только на религиозных взглядах, но и на множестве иных соображений. Например, некоторые решения определяются главным образом личными вкусами и предпочтениями. Человек может спрашивать себя: «Привлекателен ли данный объект (или акт)? Есть ли у меня настроение? Подходит ли для этого время и место?» и т.п. Такого рода вопросы этически нейтральны, т.е. о нравственном выборе «хорошо или дурно» речь может идти здесь не в большей мере, чем при решении, заказать ли молочный коктейль или стоит ли посмотреть какой-то фильм.
Другие решения, касающиеся секса, определяются личными или социальными ценностями и их относительным приоритетом в наших глазах. Здесь люди могут ставить вопросы типа «правильно ли я поступаю?», «честно ли это?» или «не может ли это показаться обидным партнеру» Это уже этические вопросы, так как они касаются морального качества (правоты или неправоты) совершаемых действий. В отличие от принятия моральных решений, всецело основанных на религии (т.е. на вере), этические решения требуют рационального мышления. Это особенно важно потому, что наиболее трудны те нравственные проблемы, где нужно сделать выбор между «белым» и «черным», и между разными ценностями, вступающими в конфликт. Конечно, есть люди, которые делают свой выбор на смешанной основе веры и разума.
Существуют значительные различия в способах разрешения этических конфликтов. Например, Кинзи и его коллеги нашли, что в 40-х и 50-х гг. нашего века представления людей о «надлежащем» сексуальном поведении обычно зависело от уровня их образования. Люди, окончившие только начальную школу, как правило, считали допустимым те половые акты, которые «естественны»; обычное половое сношение одобрялось, тогда как мастурбация, орально-генитальные контакты и гомосексуальные отношения считались сомнительными или отвергались. В отличие от этого для людей со средним и неполным средним образованием критерием при оценке сексуального поведения обычно служила респектабельность. И, наконец, для получивших образование в колледже чаще всего главным становился в те годы третий критерий — действительно ли люди любят друг друга. Кинзи пришел к выводу, что уровень образования влиял на этику в области секса сильнее, чем формальная принадлежность к тому или иному вероисповеданию. Позже, когда среднюю школу и колледж стало оканчивать больше людей, чем в 50-е годы, широкое распространение получили три другие позиции в моральной оценке сексуальных отношений. Одни считают нравственными любые формы добровольных сексуальных взаимодействий между взрослыми людьми в условиях уединения; по мнению других, в этой области можно одобрить все, что способствует межличностным отношениям, духовному росту и развитию личности; третьи полагают, что здесь не должно быть абсолютных правил — решения следует принимать, учитывая все особенности данной ситуации, так называемая «ситуативная этика» [1. с.140 - 170]. Какой бы ни была позиция по отношению к сексу, решения всегда принимаются на основе определенных ценностей. Даже если не используются понятия «хорошо» или «плохо», «правильно» или «неправильно», все равно часто происходит сходное сопоставление здорового и нездорового, невротического и нормального, свободного и подавленного. В какой мере эти оценки будут этическими, каждый решает сам, исходя из стандартов и ценностей, которых он (или она) придерживается.
Самое популярное:
Эволюция первоначального христианства. Становление христианской церкви
Важную роль в этом процессе сыграла демократичность первоначального христианства, которая проявилась прежде всего в организации общин верующих. Следует подчеркнуть, что возникновение и торжество первоначального христианства во многом было ...
Краткая История пророчества
Давайте окинем беглым взглядом историю пророчества, посмотрим, как начиналась эта длинная цепочка, как постепенно она раскручивалась и окончательно завершилась явлением последнего из пророков, Мухаммада (мир ему!) Вес люди, появившиеся на ...
Зарецкий Степан Павлович
26 марта 1877 г. р., ур. г. Калуги, сын пономаря, окончил духовное училище. Служил в царской армии унтерофицером, проживал в с. Спасе на Угре Спасского сельсовета Калужского района и был священником церкви в этом селе. Женат. Имел 4 детей ...