Развитие конфликтов, специфика развертывания
религиозных конфликтовСтраница 1
Большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности - эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем:
На конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.
Получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив обидой на обиду. Трудно удержаться от соблазна проучить обидчика. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает. Пытаясь оправдаться, действуем по принципу “лучшая защита - это нападение”. Вероятно, это объясняется тем, что потребность чувствовать себя в безопасности, комфортно и оберегать свое достоинство относится к числу основных потребностей человека, и потому покушение на нее воспринимается крайне болезненно. Эту закономерность сравнивают с известным принципом механики: сила противодействия равна действующей силе, но противоположно к ней направлена. У людей противодействие обычно сильнее действия (а не равно ему), есть еще одно принципиальное отличие в том, что принцип механики действует независимо от нашей воли, а эскалацию конфликтогенов мы все же можем остановить усилием воли [3, с.21].
Первый конфликтоген часто появляется ситуативно, помимо воли людей, а дальше вступает в действие эскалация конфликтогенов . и вот уже конфликт налицо. Для предотвращения конфликтов надо как-то прервать цепочку конфликтогенов.
Типы конфликтогенов.
Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трех типов:
- стремление к превосходству;
- проявление агрессивности;
- проявление эгоизма.
Общим для всех этих типов является то, что конфликтогены представляют собой проявления, направленные на решение психологических проблем или достижение каких-то целей (психологических или прагматических).
Рассмотрим наиболее распространенные конфликтогены каждого из типов в отношении к религиозному конфликту.
- снисходительное отношение, то есть проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности. В истории такой тип конфликтогена отражен в высмеивании доматоведов-католиков трактовки Лютера и Цвингли о богатствах церкви, когда в послании нунция было зачитано об ошибках в переводе катехизиса Лютером с латыни на немецкий язык. Католическое догматическое богословие и сегодня считает многие положения протестантизма просто следствием неверного перевода [10, с.72].
- хвастовство, вызывает раздражение, желание “поставить на месть” хвастуна. Проявлялось также во время реформации католической церковью в ответ на аскетический образ жизни Лютера и его последователей как простое следствие несостоятельности их обеспечить себе более достойное существование.
- категоричность, безапелляционность - проявление излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности; предполагает свое превосходство и подчинение собеседника. Данный конфликтоген характерен для всех внутриконфессиональных и межконфессиональных конфликтов и заложен в самом отличии одной религии от другой. Иудаизм считает лишь иудеев избранным народом, и проявление антисемитизма трактует как зависть со стороны гоев, в Коране безапелляционно устанавливается главенство мусульман над неверными, Библия, Ветхий и Новый заветы показывают богоизбранность христиан. Внутри того же христианства каждая из ветвей и подветвей (старообрядчество в православии, амишизм в протестантизме) категорически убеждена в своей правоте и обреченности иных, даже родственных конфессий и т.д. [9, с.94; 10, с.72].
Самое популярное:
Ислам
Третьей (самой поздней по времени возникновения) мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Зап ...
Учреждение английских лож; масонские понятия
Елагина
Как уже отмечалось, выше путь Елагина в масонстве разбит как бы на два периода. Ко второму периоду относятся образование английских лож. Под влиянием определенных литературных и политических кругов Елагин стал раздумывать о том, нет ли в ...
Реализация религиозной картины мира в миссионерских текстах
Для ориентации в мире человек должен иметь запас знаний, приобретенных в общественном и личном опыте. Он формирует образ (картину, модель) мира как основу своей жизнедеятельности. А.Н. Леонтьев писал, что, как и всякое живое существо, чел ...