«Сын Давидов»
Далее Иисус видимо снова опровергает расхожее мнение иудеев о том, что Мессия обязательно должен быть потомком царя Давида, то есть победоносным царем ведь сам Давид назвал его своим Господином и тогда как Он может быть его сыном, видимо Иисус и раньше уже неоднократно говорил о Себе в этом же ключе, что Он господин субботы, Он больше чем Давид, Иона, Соломон, он даже больше чем сам Храм – Он Господин Храма и поэтому имеет власть так поступать в нем (Мк.13,35-37; Лк.11,29-32; Мф.12,1-8).
Интересно отметить, что большинство мессианских претендентов были из числа простых людей и никогда не претендовали на то, что они потомки царя Давида, никто из иудеев не спрашивал их родословной. Бар – Кохба признанный за Мессию авторитетными раввинами, тоже не претендовал на свое давидичество. Для мессий того времени происхождение не имело особого значения, притом к тому времени у иудеев уже не было реальных родословных, за исключением может быть первосвященнических фамилий (их уничтожили по приказу Ирода, которого, видимо, смущало своё собственное не царское происхождение). Поэтому имя «сын Давидов» надо понимать не буквально – потомок Давида (как позже это будет представлено у Матфея и Луки в их родословных), а как титул Израильского Мессии – победоносного Царя.
Таким образом, вопрос о «сыне Давидовом» видимо надо понимать, как вопрос Иисуса о будущем мессианском воцарении. Идея мессианского воцарения стоит в одном ряду с текстами, где некая фигура, возможно, мессианская, садится на трон рядом с самим Господом (см. 3Ен.10,1; Дан.7,9-13; 4Q491 – кумранского отрывка говорящего о воцарении среди богов, возможно, «эсхатологического священника/учителя» - как подтверждение его власти и увещания перед лицом скорби эсхатологической битвы; комментарий р. Акивы на кн. Даниила что «престолы» в Дан.7,9 были «один – для Бога, и один – для Давида»).
Видимо, вопрос указывает на две особенности давидического владычества которые, подобно мессианским загадкам, помогают объяснить акцию в Храме. Псалом 109 утверждает, что царь - также и «священник вовек по чину Мелхиседекову» (Пс.109,4). Стало быть, царь займет место существующего первосвященнического режима. Из Кумрана и текстов вроде Зах.3,1-4,14 и 6,9-14 мы знаем о потенциальном конфликте между «помазанным» священническим домом и «помазанной» царской семьей. Если претендент на царство своими действиями в Храме разжег бы конфронтацию со священническим режимом, Псалом 109 прекрасно подошел бы ему для легитимации его поступков;
Псалом 109, особенно процитированный здесь стих, пересматривает мессианский портрет таким образом, что портрет включает сцену воцарения - вроде той, которую мы находим в еврейских текстах (см. выше). Один из ключевых моментов сцены: воцарившийся - судья, который возвестит суд на врагов Господних. Иисус опять объясняет источник своей власти, причину для своего суверенного профетического акта суда. И это значит: опять перед нами спайка «Мессия - Храм». Своим вопросом Иисус намекает на то, что имеет власть над Храмом не только как сын, но и как господин Давидов.
Однако сам по себе вопрос Иисуса загадочен и непонятен. Нужен контекст, чтобы смысл его прояснился.
Самое популярное:
Христианские монастыри
Христианские монастыри издавна были научными центрами Европы. Именно там в борьбе христианской догматики с многочисленными ересями выковывались основы современного научного мышления. Вокруг монастырских богословских школ зарождалось униве ...
Аниматизм
Представления сверхъестественном мире у многих североамериканских племен облекались в форму веры в некую безликую силу, которая наполняет собой всю природу и при помощи которой действуют люди. Ирокезы называли ее оренда, племена сиу — вак ...
Переосмысленная надежда Израилева
Иисус в Своей вести о Царстве заново пересказывает бывшую историю Израиля, а также его будущее (в зависимости от того примет ли он или не примет весть Иисуса) и этот рассказ очень многим не нравился (так и русский народ вполне обоснованно ...