ЗаключениеСтраница 4
В борьбе против старообрядцев официальная церковь вынуждена была обратиться за содействием к государству, волей-неволей сделав шаги в сторону подчинения светской власти. Алексей Михайлович этим воспользовался, а его сын Петр окончательно расправился с самостоятельностью православной церкви. Петровский абсолютизм на том и строился, что он освободил государственную власть от всех религиозно-нравственных норм.
Государство преследовало старообрядцев. Репрессии против них расширились после смерти Алексея, в царствование Федора Алексеевича и царевны Софьи. В 1681 году было запрещено любое распространение древних книг и сочинений старообрядцев. В 1682 году по приказу царя Федора был сожжен виднейший вождь раскола Аввакум. При Софье был издан закон, окончательно запретивший любую деятельность раскольников. Они проявляли исключительную духовную стойкость, отвечали на репрессии акциями массового самосожжения, когда люди горели целыми родами и общинами.
Оставшиеся старообрядцы внесли своеобразную струю в русскую духовно-культурную мысль, многое сделали для сохранения старины. Они были более грамотными, чем никониане. Старообрядчество продолжило древнерусскую духовную традицию, предписывающую постоянный поиск истины и напряженный нравственный тонус. Раскол ударил по этой традиции, когда после падения престижа официальной церкви светская власть установила контроль над системой образования. Наметилась подмена главных целей образования: вместо человека — носителя высшего духовного начала стали готовить человека, выполняющего узкий круг определенных функций.
[1] Речь Карташева о IV Вселенском Соборе, принявшем догмат Боговоплощения: Карташев А.В. 1500-летняя годовщина IV Вселенского Собора // Православная мысль. - 1953. - Вып.IX.
[2] Карташев А.В. Свобода научно-богословских исследований и церковный авторитет // Живое предание: Православие в современности. - Париж, 1937. - С.34.
[3] Мейендорф Иоанн. А.В.Карташев - общественный деятель и церковный историк // Вопросы истории. - 1994. - №1. - С.171.
[4] Карташев А.В. Церковь и национальность // Путь. - 1934. - №44. - С.7.
[5] Карташев А.В. Свобода научно-богословских исследований и церковный авторитет // Живое предание: Православие в современности. - Париж, 1937. - С.34.
1 Митрополит Антоний (Храповицкий). Собрание сочинений в 2 томах. – М.: Даръ, 2007. - Том 2. – С.11.
2 Зызыкин М.В. Патриарх Никон, его государственные и канонические идеи. – М.: Ладомир, 1995. – С. 12.
3 Матрусов Д. Н. Раскол русской церкци XVII-го века в свете промысла Божия // Русский вестник. – 2005. – 19 дек. – С. 9.
4 Матрусов Д. Н. Раскол русской церкци XVII-го века в свете промысла Божия // Русский вестник. – 2005. – 19 дек. – С.32.
5 Зызыкин М.В. Патриарх Никон, его государственные и канонические идеи. – М.: Ладомир, 1995. – С.307.
1 Зызыкин М.В. Патриарх Никон, его государственные и канонические идеи. – М.: Ладомир, 1995. – С.155.
2 Матрусов Д. Н. Раскол русской церкци XVII-го века в свете промысла Божия // Русский вестник. – 2005. – 19 дек. – С.11.
3 Матрусов Д. Н. Раскол русской церкци XVII-го века в свете промысла Божия // Русский вестник. – 2005. – 19 дек. – С.87.
1 Лебедев Л. Патриарх Никон. Очерк жизни и деятельности. – М.: Религия, 1982. – С.168.
2 Митрополит Антоний (Храповицкий). Собрание сочинений в 2 томах. – М.: Даръ, 2007. - Том 2. – С.223.
1 Житие протопопа Аввакума им самим написанное / Под ред. Н. К. Гудзия. - М.: Гослитиздат, 1960. – С.26.
1Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исследование и тексты А. Н. Робинсона. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. – С.28.
Самое популярное:
Святилища
Культ местных, общинных покровителей был обычно привязан к местным святилищам, где и совершались обряды. У осетин это были дзуары. Дзуар — это обычно старая постройка, иногда бывшая христианская церковь, а иногда просто группа священных д ...
Боги и герои в мифологии греков, особенности древнегреческих культов
На более высоком, чем тотемизм и фетишизм, уровне развития религиозного мышления человек мыслит божество как самого себя - об этом писал древнегреческий философ Ксенофан Колофонский. Воображаемые люди, созданные фантазией реального челове ...
Основные категории
даосизма:
· Дао — буквально «путь», в даосизме — бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой должен соответствовать порядок всех вещей в мире
· Дэ — буквально «добродетель» или «мораль». Добродетел ...