Корни религии – в бессилии человека перед слепыми природными и стихиями.
В каждый период развития человечества формируется научная картина мира, которая отражает мир с той истинностью, которая доступна человеку. Кроме этого картина мира содержит и нечто такое, что на данном этапе наукой не доказано, но есть некоторые представления и гипотезы, которые в будущем могут быть доказаны, а может быть и нет. В древности природа исследовалась силой ума, а опыты игнорировались. Научные обобщения строились на начальных обобщениях, и в красочных картинах мира мирно уживались реальность и вымысел, который сейчас кажется несовместимым с мудростью древних. Однако многое в представлениях древних мистиков было верным и современные люди так или иначе порой возвращаются к тому, что казалось смешным и нелепым еще десятилетия назад.
Первобытный человек в упорной борьбе с грозными силами природы отстаивал свое первейшее и неотъемлемое право – право на жизнь и обеспечение своих элементарных потребностей. Наводнения, стихии, пожары, засухи, похолодания, ураганы и землетрясения испытывали его на выживание, заставляли его искать способы противостоять неумолимой стихии. Далеко не всегда ему удавалось избегать опасности и защищать себя, что порождало страх и неуверенность, чувство абсолютной зависимости от всесильной природы.
Такие настроения преследовали человека на протяжении тысячелетий и запечатлены во множестве мифов, сказаний и легенд, передававшихся из поколения в поколение и дошедших таким образом до наших дней из глубины веков.
К сожалению достоверных данных о представлениях древних народов нет, так как фиксировать и записывать подобные вещи люди начала намного позже, а устная передача сказаний и легенд приводила к постепенному их изменению и дополнению. Поэтому информацию о самых первых верованиях людей мы можем черпать в основном из мифов. Самой фундаментальной категорией мифов являются мифы этиологические и космологические, описывающие творение мира, происхождение людей и животных, особенности различных обычаев и обрядов и т.п. На архаической стадии творение часто изображалось как "добывание" культурным героем элементов природы и культуры, как их изготовление демиургом или порождением первопредков. Процесс творения мира часто представлялся как превращение хаоса в космос путем постепенного упорядочивания, которое сопровождалось борьбой богов или героев с демоническими силами. Формирование космоса обычно предполагало отделения неба от земли, выделение суши из первичного океана, появление трехчастной структуры (миры небесный, земной, подземный) в центре которой часто помещалось мировое дерево.
Самое популярное:
Роль этических представлений при решении проблем секса и репродукции
Очевидно, что люди основывают свои решения в области секса не только на религиозных взглядах, но и на множестве иных соображений. Например, некоторые решения определяются главным образом личными вкусами и предпочтениями. Человек может сп ...
Кузнечный культ
У кавказских горцев сохранились и следы профессиональных и ремесленных культов, особенно культа, связанного с кузнечным производством (как это известно у народов Сибири, в Африке и пр.). Черкесы почитали бога кузнецов Тлепша. Кузнецу, куз ...
Аттис.
Это фригийский вариант вавилонского Таммуза (Адониса). Он родился от матери-девственницы и считался "единственным рожденным сыном" Высочайшей Кибелы. Сочетал в одном лице Бога-отца и Бога-сына Он пролил свою кровь у подножия сос ...