Классификация религийСтраница 1
Среди классификаций религий с большей долей объективных оснований можно выделить следующие подходы: 1) Эволюционный; 2) Морфологический; 3) По характеру происхождения, распространения и влияния; 4) По характеру отношения; 5) Статистический; 6) Генеалогический.
Эволюционный. Религия сравнивается с объектом или процессом, который имеет зарождение (или проявление) в человеческом обществе, существование и угасание. Действительно, как мы увидим при изучении структуры религии, в разные этапы ее развития доминируют определенные ее функции, соответствующие периоду религиозного подъема или распада. С XIX века существует классификация религий по ступеням развития (по аналогии с взрослением человека). Этот подход, если его применять ко всему мировому процессу имеет много изъянов. Примером может послужить классификация, проведенная Ф.Гегелем.
Эволюционная классификация Ф.Гегеля
: I. Естественная религия.
1. Непосредственная религия (колдовство).
2. Раскол сознания в себе. Религии субстанции.
2.1. Религия меры (Китай).
2.2. Религия фантазии (брахманизм).
2.3. Религия “в-себе-бытия” (буддизм).
3. Естественная религия в переходе к религии свободы. Борьба субъективности.
3.1. Религия добра или света (Персия).
3.2. Религия страдания (Сирия).
3.3. Религия загадок (Египет).
II. Религия духовной индивидуальности.
1. Религия величия (иудаизм).
2. Религия прекрасного (Греция).
3. Религия целесообразности или рассудка (Рим).
III. Абсолютная религия (христианство).
Здесь просматривается поверхностное образное определение той или иной религии, а затем необоснованное деление по неясному основанию, в добавок классификация носит на себе печать пан-христианства. Подобную классификацию предлагает богослов А.Мень, выдвигая тезис о том, что все религии - это предыстория христианства, подготовка к нему.
Эволюционная классификация применима к отдельно взятым религиям, т.к. можно рассмотреть их индивидуальный рост и угасание на шкале времени, однако применение этой классификации по отношению ко всем религиям несет опасность упрощения мирового развития.
Морфологический. При этом подходе религии разделяются по их составу, внутреннему содержанию (мифологические
/ догматические
религии), по идейному содержанию, по форме вероучения, по характеру культа, по идеалу, по отношению к нравственности, искусству и т.д. Так, в зависимости от объекта поклонения религии делят на: монотеизм
(единобожие), политеизм
(многобожие), генотеизм
(“однобожие”, т.е. религии с иерархией богов и верховным Богом), атеистические
религии
(например, ранний буддизм, сатанизм, саентология), супратеизм
или “надбожие” (монизм Шанкары, эллинистический космизм);
Несомненно, что и эта классификация имеет погрешности. Иудаизм, традиционно относимы к единобожию, И.А.Крывелев считает монолатрией и это верно в каком-то смысле, т.к. в раннем иудаизме фигура Яхве не выделялась как запредельный надмирный бог.
Атеистические религии сильно отличаются между собой. В раннем буддизме индивид индифферентен к существованию бога. Сатанизм в разных своих проявлениях может либо отрицать наличие самого благого бога, либо отвергать его абсолютную власть, т.е. здесь мы имеем некоторую форму богоборчества. Саентология признает за индивидом возможность самому стать “богом”, в целом же роль бога в управлении миром и индивидом там не акцентируется.
По характеру происхождения, распространения и влияния выделяют национальные
и мировые
религии, естественныерелигии и религии откровения
, народные
и личностныерелигии. Этот подход надо понимать диалектически, т.к. одна и та же религия, взятая в разных временных отношениях, может выступать и как национальная и как мировая, народная и личностная.
Самое популярное:
Ислам - как одна из мировых религий. Сравнение с
другими религиями
Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный ...
Практические аспекты. Проблемы опекаемого
По сути, в основном, все жизненные ситуации, которые помещают человека в состояние нужды, являются следствием духовных проблем. Обусловлены они нарушениями в трех главных типах отношений: отношение к Богу, отношение к самому себе и отноше ...
Миф.
Мир для первобытного человека был живым существом. Эта жизнь проявлялась в "личностях" - в человеке, звере и растении, в каждом явлении, с которым человек сталкивался, - в ударе грома, в незнакомой лесной поляне, в камне, неожид ...