К истории богородичного движения в России и его организации. Духовный
лидер блаженный Иоанн (Береславский)Страница 2
Богородичная церковь также особое внимание обращает на имена знаменитых богословов, гимнографов и песнопевцев, которые в веках запечатлели славу Божией Матери, составив сокровище богородичных молитв и канонов. Ее славили св. Иоанн Дамаскин (+780г.), св. Феофан Начертанный, митрополит Никейский (IХ век) и св. Иаков Иерусалимский, св. Константинопольские патриархи Анатолий (V век), Герман (VIII век) и Сергий, св. епископ Косьма Маиумский (+776г.) и св. Георгий Никомидийский, св. архиепископ Андрей Критский и множество других.
Христианство разработало церковную сокровищницу учения о Богоматери, о Ее служении Господу и человечеству.
Профессор, богослов XX века В.Н. Лосский в одном из своих трудов по православному догматическому богословию, размышляя над величием Богоматери, запечатленном в церковном предании, писал:
"Одно из Богородичных песнопений Восточной церкви восхваляет Божию Матерь как человеческую личность, достигшую полноты Божественного бытия: "Всемирную славу, от человек прозябшую и Владыку рождшую, небесную дверь, воспоим Марию Деву, бесплотных песнь и верным укрепление. (В тексте слав.: удобрение ред.) Сия бо явися небо и храм Божества. Сия преграждение вражды разрушивши, мир введе и Царствие отверзе. Сию бо имуще веры утверждение, Поборника имамы из Нея рождшагося Господа. Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии, ибо Той победит враги яко всесилен" (Догматик 1го гласа).
Тайна Церкви запечатлена в двух этих совершенных личностях: Божественной Личности Христа и человеческой личности Матери Божией. .И потому святой Иоанн Дамаскин мог сказать: "Наименование "Богородица" содержит всю историю Божественного домостроительства в мире" (В. Н. Лосский "Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие", М., Центр "СЭИ", 1991, с.148, 260).
Святитель Иоанн Шанхайский, представитель русского православного зарубежья, также уделяя большое внимание учению о Богоматери, отмечал, что:
"…православная церковь, содержащая истинную веру, учит о Богородице то, что Священное Писание и Священное Предание сообщили о Ней, и ежедневно прославляет Ее в своих храмах, прося у Нее помощи и защиты. Зная, что Ей приятны лишь те восхваления, которые соответствуют Ее действительной славе, святые Отцы и песнописцы у Ней Самой и Ее Сына молили вразумить их как воспевать Ее: "Огради помышления моя, Христе мой, ибо чистую Матерь Твою воспети дерзаю" (икос Успения).
Представители современного богородичного движения в учении о своих истоках, как мы увидим ниже, придают большое значение как библейским откровениям, на основе которых формировалось все христианское учение, так и дальнейшим откровениям, вошедшим в св. Предание. Это вопервых. Вовторых, существуюет различные взгляды на развитие догматических учений. Богословы богородичной ветви обращаются для интерпретации этих двух положений к суждениям богословов вселенского православия. В частности, иеромонах о. Илларион (Алфееев) (ныне епископ Венский Московский патриархат), обращается к духовному наследию св. Григория Богослова (IV в.), размышляя о том, как тайна Троицы раскрывалась в истории. Григорий Богослов выдвигает идею постепенного развития церковной догматики, которое происходит благодаря тому, что он называл "прибавлениями" т.е. благодаря постепенному уточнению и обогащению богословского языка. Уже в ветхозаветные времена Бог открывался человечеству, однако ключевым моментом откровения было единство Божества, которое утверждалось в противовес языческому многобожию; поэтому субъектом откровения был Бог Отец. Новый Завет открыл человечеству Сына, а "нынешний" период является эрой действия Духа Святого, когда догматические истины получают свое окончательное выражение.
Итак, Григорий не считает, что новозаветное откровение исчерпало все богословские проблемы и что, следовательно, ответ на любой вопрос можно найти в Священном Писании Нового Завета. Напротив, Новый Завет лишь один из этапов "восхождения" христианского богословия "восхождения от славы в славу", которое, как он убежден, продолжается в его времена и будет продолжаться до скончания века:
Самое популярное:
Эпоха Второго храма
Эпоха получила свое название в честь восстановленного в 516 году до н.э. прежде разрушенного Первого храма. Переломным этапом в этот период было прибытие в страну новой группы вавилонских изгнанников (458 год до н.э.). Персидский царь Арт ...
Религия и патриотическое воспитание
Какие же силы в нашей стране реально способны воспитывать патриотизм? Список таковых весьма скромен… Сегодня в нашей стране ни школа, ни семья, ни искусство, ни культура в целом с такой задачей не справляются. А вот религия как особое соц ...
Станца VIII
1. Фохат уже занёс свою стопу, но не опускает её, до тех пор, пока не сможет сделать Свой самый широкий шаг. Сыны Пламени кричат Ему с большим беспокойством:«Сыны Майи не смогут достичь «запретной границы», если ты опустишь Свою стопу на ...