Христианский культ. Христианский храм
Храм, продуманный и совершенный по воплощению, является одним из центральных символов христианской культуры. По учению Иоанна Геометра(5в.), храм есть средоточие «всех красот вселенной»; это литургический образ мира, где потусторонние становится посюсторонним, смысл сходит во всякий предмет и Бог воплощается в человека.
Своды алтаря и поток символизируют два уровня неба; лампады и свечи – неземной Свет. Алтарный престол означает место Гроба Господня, апсида соответствует Вифлеемской пещере, где родился Спаситель, и пещере, где он был погребен. Даже священнослужители приобретают в литургии символическое значение: архиерей – это образ Господня, иереи – духовные чины, диаконы – ангелы и т. д.
Алтарь, самая нарядная часть храма. Его украшают золотом, резьбой. В алтарь ведут три двери, расположенной в предалтарной преграде: посередине иконостаса расположены царские врата, слева от них северные врата, справа - южные. Иконостас состоит из несколько рядов икон, изображающих Спасителя и Богоматерь, архангелов и святых, ветхозаветных патриархов и главные события новозаветной истории. Интересно, что в некоторых храмах под нижним ярусом, почти над самым полом можно увидеть изображения античных философов. Подразумевается, что они, не зная Христа, внутренне стремились к его познанию, а иногда даже давали о нем пророчества (Сократ, Платон, Вергилий).
Незадолго до падения Византии епископ Фессалонийский Симеон писал: А в высшем смысле храм Божий – мы сами. И ради нас в нем сии вещи чувственные, которые изображают нас».
В структуре храма запечатлен главный символ христианства – крест. В Римской империи деревянное сооружение в форме креста служило для казни преступников из числа рабов и других лиц низкого происхождения. В христианстве крест из орудия позорной смерти превратился в символ спасения и вечной жизни.
Крест – древний универсальный символ, знакомый едва ли не на всем цивилизациям прошлого. Его можно обнаружить в религиях Месопотамии, Египта, Китая, Греции, Рима и др. Крест обозначает пересечение четырех стихий, единство противоположный начал, соединение духа с материей (дух выражен вертикальной линией, материя – горизонтальной), олицетворял человека, способного к бесконечному развитию, как в горизонтальных так и вертикальных планах.
С 5 в. кресты украшают церковные апсиды, и возводятся на крышах храма; появляются изображения Христа, распятого на кресте. С 11 в. кресты ставятся в алтаре и включают в символику верховной светской власти (на диадемах монархов, на монетах, в гербах, и т. д.).
Самое популярное:
Словарь - комментарий к понятиям и именам
Августин Аврелий (354-4301 Христианский теолог и философ, признанный в православии блаженным, а в католицизме - святым учителем церкви.
Авель. Второй сын Адама и Евы, убитый старшим родным братом Каином. История Каина и Авеля кладет нача ...
Становление ислама в качестве государственной
религии
Говоря о распространении ислама в Золотой Орде, необходимо помнить, что успех или неуспех этой пропаганды зависел главным образом от того, в какой среде ее вели. В Дешт-и-Кыпчак, в самой гуще кочевников-трудящихся — как самих монголов, та ...
Конец эпохи Средневековья в русской культуре 17
века
Культурно-исторический процесс этого периода характеризуется начавшимся разрушением средневекового религиозного мировоззрения. Падает духовный авторитет церкви, что приводит к росту демократических традиций. Происходит так называемое обми ...