Христианская этика. Тема ненасилия в христианской этике.
В свете проблемы преодоления насилия и утверждения мира христианская этика разделяет принципиальные ценности гуманистического ненасилия. Более того, творческое, освобождающее ненасилие находится в центре христианской этики, несмотря на то, что в истории христианской церкви эти ценности не раз оставались попранными. В Библии прослеживается педагогика прогрессивного понимания путей и средств преодоления насилия и его корней, понимания, которое достигает кульминационного момента в учении и жизни Иисуса Христа. Рассмотрим существенные моменты этого учения.
Уже в текстах ветхого Завета насилие рассматривается не как слепая мифическая сила, а как негативная, жизнеразрушающая сила, за которую люди несут ответственность, от которой следует отказаться и человеку, и обществу. Правда, насилие в этих текстах преодолевается только частично.
В отношении агрессии извне народ Израиля должен был придерживаться закона талиона, который запрещал реванш. Он основывался на ограничении возмездия: «око за око, зуб за зуб», и не более. Этот закон знаменует важный шаг в развитии культуры, связанный с возвышением характера человеческих отношений между народами.
Во внутренней жизни народ Израиля должен был безусловно следовать заповеди «Не убий!» Это было прогрессом по сравнению с тем, что практиковалось соседними народами. Эта заповедь была одним из основных столпов, а которых покоилось общество, стремившееся приблизить божественный «Шалом».
Остановимся подробнее на этом понятии. Шалом - это образ справедливого и умиротворенного общества и человечества. Шалом означает примирение между всеми людьми, примирение между Богом и человечеством, гармонию между человеческой расой и всем тварным миром. Чтобы приблизиться к этой универсальной гармонии, к этому примирению, человек должен обратить себя к божественному закону, т.е. быть справедливым и признать новое измерение человеческих отношений: «Возлюби ближнего своего как самого себя».
Что это значило для народа Израиля? Поклонение только одному и Единственному Богу Справедливости, Правды и Любви (Яхве), отказ от поклонения богам силы, богатства, воинственности. Обеспечение основных человеческих прав слабых, обездоленных, иноземцев, неимущих, рабов - наравне со всеми членами общины.
Это ненасильственное сопротивление предполагает освобождение как угнетенного, так и угнетателя, прощение и возможность примирения под знаком справедливости.
В этой ненасильственной освободительной борьбе раскрывается еще одно измерение любви, которое обнаружил Иисус в конце своей жизни своим учением и своей деятельностью: это-самоотверженная любовь.
Самое популярное:
Комментарий.
1. Эра планетарных катаклизмов подходит к концу. Земная атмосфера очистилась от продуктов вулканических выбросов, на небосклоне вновь появились звёзды (« лица Сияющих»).
Человеческие монады, обеспечивающие сотни тысяч лет эволюцию инфе ...
Младшие Арканы
Пятьдесят шесть карт Младших Арканов представляют собой четыре масти Таро, символами которых являются кубки, жезлы, мечи и пентакли, - это образное описание опыта человека в четырех различных сферах жизни. (Это если рассматривать Таро в п ...
Шиизм
Шиизм не представляет собой единого целостного учения или единой церковной организации. Многочисленные шиитские течения и секты (исмашииты, друзы, алавиты и другие) связаны общими историческими корнями и основополагающими идейными положе ...