ЗороастризмСтраница 2
Главной книгой зороастризма является Авеста. В ней отражены основные заповеди и принципы религии. Ахурамазда является олицетворением справедливости и доброты. Он призывает людей к смирению и послушанию, требует нравственной чистоты и исполнения законов. Добрые, справедливые, честные и опрятные люди своими делами и поступками дают Ахурамазде новые силы в борьбе с мировым злом, олицетворением которого является Ахриман. Но грязные и злые люди являются сторонниками Ахримана.
По учению Заратуштры, после смерти человека его душа находится в теле в течение 3-х дней, а затем, покинув его, должна пройти по тонкому, как волос, мосту «чинвату». Душа праведника при этом попадает в рай, а грешник падает в геенну огненную. Туда же будет отправлен и Ахриман после победы Ахурамазды над злом. Авеста не отрицает и повторного рождения. Каждые 3 тысячи лет человеческая душа вселяется в новое тело и снова проживает земную жизнь.
В Авесте дан перечень и сотворенных Ахурамаздой стран («обителей благословения и изобилия»), в которые Ахриман внес свое зло. На первом месте – Эранвежд, с которым «ничто в мире не равняется по красоте», затем – Согд, «богатый людьми и стадами», Муру (Мерв) – могучий и священный, Бахди (Бактрия) – «страна с высоко поднятыми знаменами».
Об Авесте есть сведения и у Абу Райхона Беруни. Он писал, что один экземпляр Авесты хранился в сокровищнице Дария. Эта книга была написана на шкурах 12 тысяч быков и отделана золотом. Александр Македонский, захвативший сокровища Дария III, велел бросить книгу в огонь. Больше половины ее сгорело. Из тридцати частей священного писания удалось спасти только двенадцать. Среди ученых-авестологов эта сгоревшая книга условно называется «Большой Авестой». В III в. при Сасанидском падишахе Шапуре I оставшаяся часть была собрана воедино в новую книгу, которая называется «Малой Авестой».
Зороастризм имел сильное влияние на становление моральных и нравственных отношений среди населения Средней Азии, а его ценностные критерии исходили из нужд, образа жизни и природных условий региона.
В некоторых книгах по истории мы встречаем оценку зороастризма как религии огнепоклонников, но это в корне неправильно. Поклонение огню встречается в более древних религиях политеистического характера. В зороастризме есть единый создатель – бог Ахурамазда. Ошибочное мнение о зороастрийцах как об огнепоклонниках возникло из-за их отношения к огню. Огонь, вода, воздух, земля, т. е. четыре природных стихии считались в зороастризме священными. Им не поклонялись – их чтили. Природная среда Средней Азии и климат способствовали тому, чтобы люди соблюдали определенные гигиенические нормы поведения. Здесь огонь выступал в роли освящающего начала. Все, к чему прикасался огонь, становилось чистым. Вода, воздух, земля также были важны как компоненты той здоровой среды, в которой обитали люди. Неосквернение этих компонентов гарантировало отсутствие болезней и эпидемий в то время, когда медицина была еще столь слаба. Отношение к воде в условиях Средней Азии было также очень бережным. Никому не разрешалось осквернять арыки, водоемы, реки. Отсюда исходит обряд захоронений зороастрийцев. Мертвых они не хоронили в земле, чтобы не осквернять ее, не сжигали на костре, чтобы не осквернять воздух дымом и само пламя, не топили в воде, чтобы не осквернять воду. Обычно, трупы выносили на каменистые холмы, где их поедали звери и птицы, а затем собранные кости складывали в специальных глиняных гробиках – остодонах (оссуариях). В городах с этой целью строились специальные здания, на крышу которых выносили тела умерших, а после съедения их птицами собирались кости. Один из китайских источников сообщает о погребении умерших тюрками, живущими в Самарканде: они построили в пустынном месте ограду, в которой содержали собак, туда бросали трупы умерших, а затем собирали кости и закапывали их.
Самое популярное:
Миропомазание.
В практике Православной Церкви с крещением соединено другое таинство — миропомазание. Помазание освященным миром — ароматным сложносоставным веществом на основе оливкового масла — восходит к ветхозаветному помазанию елеем (маслом), знамен ...
Опишите современные протестантские секты. Их место и роль в жизни Украины. Баптисты
Эта протестантская секта явилась в 1633 г. в Англии. Первоначально представители ее назывались “братьями” потом “крещеными христианами” или “баптистами” (от погружаю), иногда “катабаптистами.” Главою секты, при ее возникновении и первонач ...
Христианские монастыри
Христианские монастыри издавна были научными центрами Европы. Именно там в борьбе христианской догматики с многочисленными ересями выковывались основы современного научного мышления. Вокруг монастырских богословских школ зарождалось униве ...