ЗороастризмСтраница 2
Главной книгой зороастризма является Авеста. В ней отражены основные заповеди и принципы религии. Ахурамазда является олицетворением справедливости и доброты. Он призывает людей к смирению и послушанию, требует нравственной чистоты и исполнения законов. Добрые, справедливые, честные и опрятные люди своими делами и поступками дают Ахурамазде новые силы в борьбе с мировым злом, олицетворением которого является Ахриман. Но грязные и злые люди являются сторонниками Ахримана.
По учению Заратуштры, после смерти человека его душа находится в теле в течение 3-х дней, а затем, покинув его, должна пройти по тонкому, как волос, мосту «чинвату». Душа праведника при этом попадает в рай, а грешник падает в геенну огненную. Туда же будет отправлен и Ахриман после победы Ахурамазды над злом. Авеста не отрицает и повторного рождения. Каждые 3 тысячи лет человеческая душа вселяется в новое тело и снова проживает земную жизнь.
В Авесте дан перечень и сотворенных Ахурамаздой стран («обителей благословения и изобилия»), в которые Ахриман внес свое зло. На первом месте – Эранвежд, с которым «ничто в мире не равняется по красоте», затем – Согд, «богатый людьми и стадами», Муру (Мерв) – могучий и священный, Бахди (Бактрия) – «страна с высоко поднятыми знаменами».
Об Авесте есть сведения и у Абу Райхона Беруни. Он писал, что один экземпляр Авесты хранился в сокровищнице Дария. Эта книга была написана на шкурах 12 тысяч быков и отделана золотом. Александр Македонский, захвативший сокровища Дария III, велел бросить книгу в огонь. Больше половины ее сгорело. Из тридцати частей священного писания удалось спасти только двенадцать. Среди ученых-авестологов эта сгоревшая книга условно называется «Большой Авестой». В III в. при Сасанидском падишахе Шапуре I оставшаяся часть была собрана воедино в новую книгу, которая называется «Малой Авестой».
Зороастризм имел сильное влияние на становление моральных и нравственных отношений среди населения Средней Азии, а его ценностные критерии исходили из нужд, образа жизни и природных условий региона.
В некоторых книгах по истории мы встречаем оценку зороастризма как религии огнепоклонников, но это в корне неправильно. Поклонение огню встречается в более древних религиях политеистического характера. В зороастризме есть единый создатель – бог Ахурамазда. Ошибочное мнение о зороастрийцах как об огнепоклонниках возникло из-за их отношения к огню. Огонь, вода, воздух, земля, т. е. четыре природных стихии считались в зороастризме священными. Им не поклонялись – их чтили. Природная среда Средней Азии и климат способствовали тому, чтобы люди соблюдали определенные гигиенические нормы поведения. Здесь огонь выступал в роли освящающего начала. Все, к чему прикасался огонь, становилось чистым. Вода, воздух, земля также были важны как компоненты той здоровой среды, в которой обитали люди. Неосквернение этих компонентов гарантировало отсутствие болезней и эпидемий в то время, когда медицина была еще столь слаба. Отношение к воде в условиях Средней Азии было также очень бережным. Никому не разрешалось осквернять арыки, водоемы, реки. Отсюда исходит обряд захоронений зороастрийцев. Мертвых они не хоронили в земле, чтобы не осквернять ее, не сжигали на костре, чтобы не осквернять воздух дымом и само пламя, не топили в воде, чтобы не осквернять воду. Обычно, трупы выносили на каменистые холмы, где их поедали звери и птицы, а затем собранные кости складывали в специальных глиняных гробиках – остодонах (оссуариях). В городах с этой целью строились специальные здания, на крышу которых выносили тела умерших, а после съедения их птицами собирались кости. Один из китайских источников сообщает о погребении умерших тюрками, живущими в Самарканде: они построили в пустынном месте ограду, в которой содержали собак, туда бросали трупы умерших, а затем собирали кости и закапывали их.
Самое популярное:
Комментарий.
1. Эра планетарных катаклизмов подходит к концу. Земная атмосфера очистилась от продуктов вулканических выбросов, на небосклоне вновь появились звёзды (« лица Сияющих»).
Человеческие монады, обеспечивающие сотни тысяч лет эволюцию инфе ...
Эволюция первоначального христианства. Становление христианской церкви
Важную роль в этом процессе сыграла демократичность первоначального христианства, которая проявилась прежде всего в организации общин верующих. Следует подчеркнуть, что возникновение и торжество первоначального христианства во многом было ...
Руны Старшего Футарка
Футаркский порядок рун имел магическое значение. Он разделялся на три группы по восемь рун (атты). Это был порядок, раскрывающий сам процесс творения и качества, изначально присущий природе и нам самим.
Рунические шаманы всегда относилис ...