Религия Древней Месопотамии
Примерно в то же время, как в Египте, в древней Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата, формируется крупное шумерское государство с высоко развитой культурой, составной частью которой была и религия. Шумерская религия также была политеистической. Каждый шумерский город имел своего бога-покровителя. Кроме того, были общегосударственные боги, хотя для каждого из них были свои особые места поклонения. Бог небес - Ану, бог земли - Энлиль, бог луны - Наинар, бог Солнца - Уту и т.д. Постепенно на основе этих представлений сформировался пантеон богов во главе с богом Ану.
Шумерское государство было не единственным государством Месопотамии. В этом регионе не было стабильных централизованных государств. Они периодически сменяли друг друга: Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия. Поэтому здесь постоянно шел процесс видоизменения религиозно-культовых систем: отмирали одни боги и посвященные им храмы, на их смену приходили другие, которым приписывались функции и заслуги уже отмерших богов. Большинство богов месопотамской цивилизации уже имели человекообразный облик, хотя семь из них отождествлялись с планетами. Мифологии шумеров, аккадов и вавилонян содержат в себе представление о сотворении мира и всемирном потопе. Согласно этой мифологии жизнь во Вселенной происходит по божественным установлениям. В месопотамской цивилизации получила широкое развитие астрономия. Поэтому в религиозных системах этих государств заметная роль принадлежит взаимодействию людей с небесными светилами. Эти религиозные системы в небесных телах видели первоначало и прообраз земных событий и считали, что с помощью возникшей тогда астрологии можно по звездам угадывать жизнь людей.
С мифологическими представлениями месопотамской цивилизации связаны и особенности культа. Центром культовой деятельности был храм. Каждый храм посвящался какому-то одному богу и считался местом его постоянного обитания. Все горожане, включая рабов, принадлежали определенному храму и назывались в соответствии с именем бога - покровителя этого храма. Руководство храмами, организацию и совершение культовой деятельности совершали жрецы. Храм выполнял все важнейшие функции в деятельности государства: управление строительством ирригационных каналов, сбором налогов, хранением и распоряжением излишками продукции, торговли. Он выполнял судебные функции, играя роль последней инстанции в регулировании взаимоотношений и улаживании споров между населением и государством.
Самое популярное:
Сравнительная характеристика личностей Святейшего
Патриарха Никона и протопопа Аввакума
Патриарх Никон, на наш взгляд, не был инициатором Раскола, но, несомненно, явился главным его катализатором. Протопоп Аввакум также не был, по крайней мере, на первом этапе, единственным противником реформ Патриарха, хотя стал, в конце ко ...
Истоки
шариата
Существуют два главных источника шариата Мухаммада (мир ему!) - Коран и Хадисы.
Коран - это Божественное откровение, слово Аллаха. Хадисы - это сборники рассказов о поведении последнего Пророка, сохраненные или его сподвижниками или теми ...
Масонство в России. Общие
замечания о русском масонстве; история возникновения первых масонских лож; основные представители русского масонства
Масонство проникло в Россию очень скоро после того, как вылилось в определенные формы на Западе. Оно пришло из Англии. Существует мнение, что масонские ложи возникли в России в последние годы CUII века после возвращения Петра 1 из заграни ...