Православие, старообрядчество, русские сектыСтраница 1
В Восточной и Юго-Восточной Европе укрепилось греко-православное (православное) вероисповедание, распространившееся из Византии. Православия придерживаются до сих пор греки, болгары, сербы, черногорцы, большая часть македонцев, румыны. В России, куда христианство проникло в X в. (крещение Руси при князе Владимире, 988), православие стало господствующей, официальной религией. Кроме русских, белорусов, украинцев, православие было также религией молдаван, карелов, коми, мордвы, большей части мари, удмуртов и народов Сибири. На Кавказе - грузин, части осетин, абхазов и др. Православная церковь идейно поддерживала царскую монархию и фактически целиком ей подчинялась. Московские митрополиты, возглавлявшие русскую церковь, а с 1589 г. патриархи изредка пытались добиться хотя бы некоторой независимости от государства, Но безуспешно. Петр I окончательно лишил церковь даже видимости самостоятельности, отменив патриаршество и поставив во главе церкви святейший синод из послушных царю иерархов (1721). Православное духовенство превратилось в простых "чиновников в рясах".
Глухой протест народных масс против феодального гнета, освященного церковью, временами выливался в движения против казенной церкви. Отсюда еще средневековые секты - ереси: стригольники (XIV-XV вв), жидовствующие (XV в). Тем же было порождено широкое движение церковного раскола середины XVII в., когда против церковной политики патриарха Никона, против исправления им богослужебных книг и других реформ выступила масса низшего духовенства и мирян. Разногласия между старообрядцами и никонианами касались не догматов, а обрядовых мелочей: старообрядцы настаивали на сложении не трех, а двух перстов для крестного знамения, пели "аллилуйя" не три, а два раза ("сугубая аллилуйя"), писали не "Иисус", а "Исус" и пр. Но за эти мелочи фанатики старообрядчества шли бесстрашно в ссылку, на казнь, на самосожжение.
Старообрядчество, однако, не осталось единым, оно тоже раскололось: более примирительно настроенные группы - богатые посадские люди, торговцы - образовали поповский толк, они имели своих священников, признавали законность царской власти; более радикальные элементы - в большинстве крестьяне - составляли беспоповские толки, они наотрез отказывались от общения с никонианами, не подчинялись государственной власти, царя считали антихристом, господствующую церковь - антихристовой, еретической. Правительство и господствующая церковь жестоко преследовали "раскольников" (старообрядцев), и те скрывались в лесах Заволжья, Севера, в Сибири. Старообрядчество было узаконено только в 1905 г.
С XVIII в. в России стали возникать секты нового типа, в которых опять-таки смутно отражалось недовольство крестьян и других слоев населения помещичьим самодержавно-полицейским и церковным гнетом. Еще в первой половине XVIII в. возникла секта "божьих людей" (христов, хлыстов, как их насмешливо называли противники), отрицавших всю официальную догматику, церковную обрядность и пр. Вместо богослужения они установили радения с экстатическими плясками; при этом на некоторых участников радений "накатывал святой дух", и они начинали исступленно пророчествовать (пережиток шаманства). Во второй половине XVIII в. от христов отделились скопцы - фанатики, требовавшие полного уничтожения греховных плотских влечений и для этого подвергавшие себя и других вступающих в секту кастрации.
Помимо этих мистических сект, возникали рационалистические: основатели их пытались истолковать христианское вероучение в духе "разума". Такими были духоборы, или духоборцы (с 50-х годов XVIII в), молокане ("духовные христиане"; с 1765), иеговисты ("ильинцы"; с середины XIX в) и ряд других. В этих сектах проявилось, с одной стороны, стихийное стремление крестьян к патриархальному общинному быту (они не признавали частной земельной собственности и пр.), с другой - смутное стремление к свободному капиталистическому развитию; но во всех случаях в сектантстве отражался глухой протест против казенно-церковной опеки, против поборов, полицейских стеснений.
Самое популярное:
Обрядность мунитов.
Я уже говорил о трех основных принципах жизни среднестатистического мунита. Напомним, что сначала надо достичь личного совершенства, затем создать совершенную семью, совокупность семей составляет совершенный род, затем государство, и, нак ...
Религия и патриотическое воспитание
Какие же силы в нашей стране реально способны воспитывать патриотизм? Список таковых весьма скромен… Сегодня в нашей стране ни школа, ни семья, ни искусство, ни культура в целом с такой задачей не справляются. А вот религия как особое соц ...
Жизнь общины
По большому счету любой человек, считающий себя баптистом, может организовать общину. Чаще это делает группа людей. Мой знакомый баптист из Татарстана, например, говорит, что их община организована по возрастному принципу - ее посещает то ...