Распространение ислама. Оформление Корана.Страница 1
Ислам, зародившись в качестве религии арабов, быстро превратился в мировую религию. Произошло это главным образом с помощью джихада. Новая религия утверждалась, как правило, силой и оружием.
Мухаммед скончался, не успев назвать своего преемника и не оставив завещания о правилах передачи власти в общине. Это обстоятельство вызвало замешательство в среде мусульман, и начались споры и столкновения между различными группировками. Перед всей общиной встали серьезные проблемы, которые были не предусмотрены ни одним из высказываний Пророка. Суть этих вопросов заключалась в следующем: прекратились контакты общины с Аллахом через Мухаммеда, и неоткуда было получать наставления; умер последний пророк, и никто не мог определить, как назвать его преемника; скончался глава общины-государства, а вопрос о преемстве власти не был решен при его жизни. Самой насущной оказалась третья проблема о непосредственном преемнике Пророка, и она носила чисто политический характер. На это место могли претендовать виднейшие сподвижники Мухаммеда, прибывшие с ним из Мекки в Медину, т. е. мухаджиры. Претенденты на власть были и вне группы мухаджиров - мединцы, принявшие Мухаммеда и поддержавшие его (ансары). Еще до кончины Мухаммеда в Аравии появились люди, которые сами объявили себя пророками. В исторической традиции эти люди получили название «лжепророков». После смерти Мухаммеда их число увеличилось, они отказались подчиняться мединским властям и начали вооруженную борьбу за власть. Наиболее активными среди них были аль-Асвад, стремившийся к объединению и независимости Йемена; «лжепророчица» Саджах, нашедшая отклик на свой призыв среди бедуинов Иемамы, Ирака и Бахрейна; Тулайха, чьи претензии не выходили за границы Центральной Аравии. В конечном итоге победу одержали представители мухаджиров, и первым преемником Мухаммада община верующих избрала Абу Бакра (правил с 632 по 634 г.), хотя при этом не обошлось без столкновений интересов разных сторон. В этом выборе важную роль сыграло то обстоятельство, что Абу Бакр еще при жизни Мухаммеда в 631 г. возглавлял караван паломников в Мекку, и сам Пророк на время своей болезни назначил его предстоятелем на молитве в мединской мечети. Абу Бакр получил титул халифа - преемника, или заместителя. Абу Бакр был дальним родственником Мухаммеда. Он один из первых уверовал в Пророка, за что был наречен Сиддиком («Правдивейшим»). Способ избрания Абу Бакра воспроизводил практику родового общества при избрании племенного вождя. Он был богатым мекканским купцом, оказывал финансовую поддержку общине, сопровождал Мухаммеда во всех общественно значимых мероприятиях. В Медине он выдал замуж за Мухаммеда свою дочь Айшу. Отличительной чертой правления Абу Бакра было то, что его родственники не пользовались никакими преимуществами и привилегиями. В мусульманской исторической традиции за ним закрепилась репутация мягкого, лишенного честолюбивых устремлений человека. При Абу Бакре были продолжены внешние завоевания, начатые еще при жизни Пророка.
Абу-Бакр укрепил свою власть в Аравии и совершил первые завоевания за пределами халифата. Но правил он всего два года. При нем началась работа по систематизации стихотворных изречений Мухаммеда с целью сведения их в единую книгу - Коран. [8, С. 94].
Самое популярное:
Жанровые признаки миссионерских текстов
Говоря о жанрах религиозной литературы, нельзя не заметить, что ХХ век внёс некоторые дополнения в сложившуюся иерархию жанров. Жанром, получившим широкое распространение в ХХ веке, является литература миссионерской направленности, посвящ ...
Понятие Бога в христианстве
Вопрос о Боге не прост. На протяжении всей истории своего существования евангельские христиане в большей или меньшей степени стремились приспособиться к современному миру. Священные тексты предполагают существование стремления человека к ...
Высказывания
1. Некоторые считают, что наша жизнь, это - некий путь. Что же здесь Лао Цзы хотел сказать о пути и страстях? Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, оно становится безобразным. Когда все узнают, что добро есть ...