Баптизм: краткий исторический очерк, «общие» и «частные» баптистыСтраница 6
Вскоре в сообществе возникли внутренние трения, и в конце 1611 или начале 1612 года большинство его членов во главе с Томасом Гельвесом (но без Джона Смита — он умер в Амстердаме в августе 1612) вернулось на родину, положив начало баптизму в Англии. Церковь Джона Смита унаследовала две ветви протестантизма. Во-первых, идеи перекрещенцев, воспринятые непосредственно от меннонитов. Во вторых, доктрину Арминия, утверждавшего, что своей жертвеннической смертью Христос искупил грехи всех людей, а не только избранных. Отметив, что, по мнению Джона Смита, «Господь не предопределил ни одного человека к уничтожению», Джон Шекспир пишет: «Подобно Смиту Гельвес был арминианцем и церковь, которую он создал, была первой церковью общих баптистов на английской почве».
Несколько позже появились и в дальнейшем развивались параллельно неоднократно упоминавшиеся частные (партикулярные) баптисты. Само название их легко объяснимо. Оно связано с концепцией Кальвина, который утверждал, что лишь некоторые люди («часть» людей) предназначены быть «сыновьями света».
История этой баптистской ветви начинается с группы сепаратистов, которая была организована Генри Джекобом в Сосворке на берегу Темзы, противоположном тогдашнему Лондону. Эта группа признавала крещение только через полное погружение в воду, что стало в итоге "торговым знаком" баптизма. В 1644 году 7 церквей частных баптистов опубликовали «Исповедание веры», состоящее из 15 пунктов”. [9]
Что касается связи баптистов с анабаптистами, то этот вопрос интересовал многих исследователей. Прямых указаний на контакты ранних баптистов с поздними анабаптистами нет и мы не сильно погрешим против истины, предположив, что таких связей совсем не было, а вот преемственность части анабаптистского учения баптистами через меннонитов есть неоспоримый факт. Нам остается только сказать, что в связи с гонениями на баптистов в Англии последние были вынуждены искать убежища за пределами страны.
Особого размаха репрессии достигли при архиепископе Лодде, когда молитвенные дома баптистов были закрыты, а многие из них заключены в тюрьмы. Десятки тысяч сепаратистов были вынуждены эмигрировать, преимущественно в Новый Свет. Среди них был и Роджер Уильямс, родоначальник американского баптизма.
В целях экономии времени мы не станем рассматривать дальнейшее развитие баптизма на Британских отровах и в Америке. Нас больще интересует его экспансия на континент и в Россию. В этой связи стоит отметить лишь то обстоятельство, что со временем баптизм легализовался, а в 1792 году в Британии появилось Английское баптистское миссионерское общество, созданное для проповеди баптизма вне британских островов.
Первой страной, услышавшей такую проповедь стала Индия. Миссия имела успех и вскоре миссионерская деятельность примирила между собой общих и частных баптистов, которые стали работать вместе, забыв о доктринальных различиях. Примеру последовали другие протестантские объединения, которые обзавелись собственными миссионерскими службами; впоследствии такой шаг сделала и англиканская церковь. Были созданы также специальные общества по переводу Библии и ее распространению на различных языках.
Расширение сферы деятельности баптизма сопровождалось интенсивной теологической деятельностью, выдвинувшей целый ряд религиозных мыслителей и проповедников, с помощью которых идеи баптизма перекочевали на континент. Мы не станем подробно останавливаться на истории распространения баптистского учения в Западной Европе, а сразу перейдем к российским реалиям второй половины ХIX века, т.к. официальной датой зарождения баптизма в России считается 1867 год, бурное время после отмены крепостного права.
Самое популярное:
Выводы и заключение
К прежним выводам и обобщениям, сделанным в разделах настоящей работы, следует добавить выводы более общего характера. Итак, вопервых, Православная Церковь Божией Матери Державная представляет богородичное движение в русском Православии. ...
Даосизм как государственная религия Китая
Появление единой даосской религиозно-философской системы и обрядности позволило провозгласить даосизм государственной религией Китая. Особым покровительством даосизм пользовался в эпоху Тан (618-907 гг.), когда по императорскому указу был ...
Станца VIII
1. Фохат уже занёс свою стопу, но не опускает её, до тех пор, пока не сможет сделать Свой самый широкий шаг. Сыны Пламени кричат Ему с большим беспокойством:«Сыны Майи не смогут достичь «запретной границы», если ты опустишь Свою стопу на ...