Школа йогачара
Вторую школу махаяны (школу йогачара) основали два брата - Васубандху и Асанга. Они жили в IV веке на северо-западе Индии. Асанга с самого начала был последователем махаяны, а его брат Васубандху начал с хинаяны, но во время перевода текстов начал замечать недостатки этого учения. "В махаяне Васубандху нашел для себя новый источник вдохновения и вместе с братом стал ее проповедником." [1, с.130]
Братья верили, что необходимой основой для достижения просветления является ум. Йогачара считает, что весь мир явлений - продукт нашего ума, который заставляет мир казаться реальным. Поэтому йогачарины используют особую технику медитаций, чтобы достичь состояния отсутствия мыслей и тем самым избавиться от заблуждений. Васубандху разработал также новую и весьма интересную логическую систему. Он определял существующие вещи двойственно: что это такое и как оно себя проявляет, а затем давал пример, на что это похоже и на что не похоже. Васубандху всегда использовал конкретные, а не общие или абстрактные категории. Например:
1) в этом очаге есть огонь (что это такое);
2) поскольку есть дым, то есть и огонь (как это себя проявляет);
3) следовательно, это очаг для сжигания дров (на что это похоже), а не водоем (на что это не похоже). Буддийское учение понимает вещи - каждую в отдельности, а не как принадлежность некоему классу или категории. Перечень определений - это нечто временное и относительное.
Таким образом, когда мы читаем буддийские описания, они, с точки зрения жителя западного мира, кажутся сложными и запутанными, поскольку мы привыкли относить каждый предмет к какой-то группе, что помогает определить его место.
Но с точки зрения буддиста, класс, группа - это нечто не имеющее содержания, пустое, а конкретный факт - это выражение универсальной природы будды, изначально пустой.
Из учения йогачары в дальнейшем развился особый вид логической системы, известный как логика буддизма.
Самое популярное:
Религиозная
практика
Как и все Христианство, включая Православие, церковь уделяет большое внимание литургической практике. Церковь служит литургию Иоанна Златоуста (на русском и церковнославянском языках); богослужебные тексты православной церкви переводят на ...
Евангельская моральная доктрина
В первом письменном документе христианства - "Откровении Иоанна Богослова" Иисус Христос появляется как носитель карающей справедливости, беспощадный мститель. Мотив мести встречается и в более поздних произведениях Так, евангел ...
Понятие Бога в христианстве
Вопрос о Боге не прост. На протяжении всей истории своего существования евангельские христиане в большей или меньшей степени стремились приспособиться к современному миру. Священные тексты предполагают существование стремления человека к ...