Богослужение. Жречество. Капища
Языческий культ отправлялся в специально устроенных капищах, где помещался идол.
К сожалению, почти вся языческая архитектура была деревянной и для нас почти утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно увидеть в отделке и орнаменте языческие мотивы. Это типично для периода двоеверия, когда художник мог изобразить рядом христианского святого и языческое божество, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние славянские символы.
У славян храмы воздвигались в лесах. Первые храмы – места, окруженные кольями, четыре столба, накрытые кровлею и со всех сторон окруженные завесами. Потом стали строить храмы из одного дерева. Наружные стены украшались различными резными образами, внутри стены были обиты коврами, там же находилось много рогов от разных зверей, покрытых резною работою и служивших для украшений храма.
Храмы были богаты утварью, изделиями из золота, серебра, из смешанного металла. Известно, что храмы славяне воздвигали и на холмах. Например, на холме Киевском и на берегу Волхова были языческие храмы.
Многие статуи богов были сделаны из дерева. Выбирали всегда самое крепкое дерево, поэтому изображения сохранились до нашего времени. Другие были сделаны из металла: серебра, золота. Некоторые статуи были сделаны из дерева и металла. На всех изображениях находится имя божества. Необыкновенною величиною славяне старались выразить силу божества. У немногих идолов была только одна голова.
Славяне дарили им обычно по три, по четыре и даже по пять голов. Иногда украшали своих богов драгоценными камнями. По другим сведениям, желая выразить могущество и грозность богов, славяне окружали идолов изображениями ядовитых животных: змей, жаб, ящериц и др.
Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы – волхвы и кудесники (волшебники). Это всеми уважаемая и почитаемая профессия. Это мудрейшие из мудрых. Стать волхвом можно было только после многих лет обучения. Они служат посредниками между людьми и богами, совершают моления, обряды и жертвоприношения. Они решают споры, советуют, кого избрать князем. Умели колдовать и лечить.
В составе жреческого сословия было много различных разрядов. Известны волхвы– облакогонители
, которые должны были предсказывать и своими магическими действиями создавать необходимую людям погоду. Были волхвы– целители
, лечившие людей средствами народной медицины, волхвы– хранильники
, руководившие сложным делом изготовления разного рода амулетов–оберегов и, очевидно, орнаментальных символических композиций. Интереснейший разряд волхвов составляли «волхвы-кощунники»
, сказители «кощюн» – мифов, хранители древних преданий и эпических сказаний. Сказителей называли также «баянами», «обаятелями», что связано с глаголом «баять» – рассказывать, петь, заклинать.
Кроме волхвов-ведунов
, существовали и женщины-колдуньи, ведьмы (от «выдать» – знать) чаровницы, «потворы». Жили они чаще всего в лесу, знали травы и заклинания. Отношение к ним простых людей было настороженное.
Богослужение славян было связано с поддержанием годового цикла одухотворенной природы и регулированием отношений с богами. Центральным моментом богослужения было принесение уместных к случаю жертв. Общественное богослужение было включено в сюжеты праздников и других значимых событий. Праздничные действа сопровождались играми, «ряжением», пением, танцами, гаданиями, ритуалами очистительного назначения. Волхвы заранее приводили в порядок святилища, отбирали принесенные и приведенные жертвы. В святилище они входили с благоговейным трепетом. Жрецы балтийских славян опасались осквернения его даже дыханием. Подметая храм, они выбегали, чтобы перевести дыхание. Избу очищали от злых духов (упырей и навий) благовониями. На сковороде жгли можжевельник или ароматные травы. При заселении нового дома или печи огонь из старого очага переносили в новый очаг.
Самое популярное:
Методы вербовки
Среди опасностей, подстерегающих молодежь, следует рассмотреть религиозные тоталитарные секты. Они вовлекают молодых, используются технологии сетевых организаций и опираясь на мощную материальную базу (обычно зарубежную). Их служители про ...
Развитие духовного образования в Воронежской епархии в конце XVII – XVIII
вв.
В 17 веке российское духовенство являлось в целом грамотным, но совершенно необразованным сословием. Последнее обстоятельство официально констатировал Собор 1667 г., однако никаких мер для исправления этой ситуации не предпринял. Необразо ...
Северо - Кавказский ваххабизм – разновидность исламского радикализма.
Одна из современных особенностей ислама состоит в том, что он переживает ревивалистский и демографический взрыв, часто способствующий дестабилизации общественной ситуации в исламских государствах и их отношений с соседями. Число сторонни ...