Розенкрейцерство и его введение в МосквеСтраница 1
Розенкрейцерство стало последней формой масонского мистицизма, на которой остановилось московское масонство. Розенкрейцерством завершилось искания «истинного масонства», и на нем, по-видимому, окончательно остановился Новиков.
Автором проекта розенкрейцерства был в CUII веке Валентин Андреэ.
Но если смотреть более глубоко, то по своим идеалам розенкрейцерство происходило от гностиков II и IIIв., стремившихся проникнуть в тайны Божества. «Мистическое единение с Божеством» особенно развивалось в средние века в Германии, когда безжизненная схоластика стремилась превратить религию в науку. Книга «О подражании Христу» /1494 г./, приписываемая Фоме Кемпийскому, явилась практическим применением идеалов мистицизма. Идеи мистицизма, претворенные Я.Беме, создали ряд сект братьев и сестер свободного духа, братьев розы и креста и др. Секта розы и креста превратилась в немецкое розенкрейцерство.
Таким образом, система розенкрейцерства включала в себя идеи Беме, идеи христианства, и в практической деятельности, если и сочувствовала просвещению разума, то фактические в некоторых случаях приходила к увлечению магией, алхимией, каббалистикой как науками божественного происхождения, доступными для немногих и допускавшими единение с Божеством.
После Вильгельмбадского конгресса русские масоны были освобождены от чужой зависимости. Оживились московские масоны. Прежняя работа масонов – «действие символической лопаткой, угольником, циркулем, и чтение повести адонирамовой» заменилось простым и ясным определением розенкрейцеров – «следовать Иисусу Христу».[45]
Не останавливаясь на «работе» различных направлений в розенкрейцерстве, хотелось бы обратить внимание на деятельность Новикова и Шварца. И.Шварц был искренним масоном, он был немцем из Трансильвании. По приглашению И.С.Гагарина он попал в Россию, где выучил русский язык. Спустя некоторое время по прибытии в Россию Шварц был назначен профессором в Московский университет по кафедре философии. В Москве же Шварц познакомился с Новиковым.
Какова была сфера идей московских масонов розенкрейцеров? Философия, религиозно-нравственные идеалы, следование Христу, печать духа на «избранных», стремление – путем проникновения в магические тайны – получить возможность откровения - такова сфера этих идей. Все эти черты отличали более активную часть масонства, но была, еще масса рядовых братьев, которые посещали ложи и лишь готовились к своему «просвещению», чтобы потом идти по одному из путей, намечавшихся в масонстве. По крайней мере, при свободном положении русского масонства, розенкрейцерство с его большим тяготением к идейной, а не к обрядной стороне, открывало широкое поле для деятельности весьма разнообразно настроенных масонов.
Розенкрейцерство, как система понятий, распространялась двумя путями: посредством лож, т.е. прямого просвещения и посредством литературной пропаганды. Через литературу масонство становилось гораздо более обширным явлением, чем если бы оно ограничивалось распространением одних только лож, поэтому Новиков, как деятельный и предприимчивый издатель, приобретает первостепенное значение в истории русского масонства и в распространении мистических идей, - отголоски которых еще будут слышны во времена царствования Александра.
Самое популярное:
Повторный брак
Правило 87-е Василия Великого: «Вторы́й брак есть врачество́ проти́ву блуда́, а не напутствие сластолюбию». Поэтому второй и третий брак совершаются по менее торжественному чину. Четвёртый и последующие не благословляю ...
Соколов Алексей Николаевич
1879 г. р., ур. с. Адуево Медынского уезда Калужской губернии, сын псаломщика. Закончил Калужскую духовную семинарию. С 1898 по 1902 г. г. был учителем. С 1902 г. – священником. С 1921 по 1922 г. г. проживал в Омской губернии. В 1922 г. п ...
Заговор посвященных
Как вы помните из предыдущих глав, число 276 было “выдано” в “Деяниях” апостолом Павлом, а число 76 евангелистом Лукой, которого сам Павел в “Послании к Колоссянам” называет “врачом возлюбленным”. При внимательном прочтении Нового Завета ...