Преимущества сотрудничестваСтраница 1
Итак, в наши дни складывается практика сотрудничества силовых ведомств и религиозных организаций в деле патриотического и духовно-нравственного воспитания. Оправдано ли такое сотрудничество?
1). Каждое успешное государство уделяет значительное внимание духовно-нравственному и патриотическому воспитанию своих граждан, и особенно тех из них, кому доверено охранять и защищать суверенитет своей страны и правопорядок на ее пространстве.
2). Преимущественно силовые ведомства сотрудничают с организациями, представляющими традиционные религии своих народов. В нашей стране в данный процесс наиболее активно вовлечена Русская Православная Церковь. Это обстоятельство не случайно.
Церковь сыграла немалую роль в становлении российской культуры и государственности, традиционно воспитывала своих последователей в духе любви к Богу и к Отечеству. В “Концепции национальной безопасности Российской Федерации”, утвержденной Указом Президента России (17 декабря 1997 г.), отмечается: “Важнейшую роль в сохранении традиционных духовных ценностей играет деятельность Русской православной церкви и церквей других конфессий…”
Религия обладает мощным интегративным потенциалом, сплачивая людей как на уровне религиозной общины, так и на уровне этноса, государства, общества.
Кроме того, религия как социальное явление выполняет в обществе и культуротранслирующую функцию: традиционные религии народов выполнили в прошлом и продолжают осуществлять ныне основополагающую роль в сохранении этнической культуры, духовных ценностей, национальной идентичности. Благодаря особым консервативным качествам религии, осуществляется поддержание и сохранение языка, культуры, национального самосознания.
Председатель Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов отметил: «Религия играет огромную роль в жизни народа. Она – хранительница духовных ценностей, нашей исторической памяти. Если бы у нас не было Церкви, мы с вами не помнили бы ни об Александре Невском, ни о Димитрии Донском.
Они остались в памяти народа благодаря летописям, которые составлялись церковными людьми, которые читались в храмах и в домах на протяжении семисот лет становления нашего народа»
3). Религия любого народа, ставшая духовной основой его культуры и ключевым интегрирующим фактором, всегда была с ним и в победах, и в поражениях.
Примером тому служат события времен Великой Отечественной войны. РПЦ, выполнившая отнюдь не второстепенную роль в становлении и развитии страны и ее культуры, к 1941 г. как организация была практически разгромлена: множество священнослужителей и мирян были уничтожены или находились в лагерях, государство препятствовало выбору патриарха, закрыты духовные школы, разгромлено множество храмов.
Тем не менее, с первых дней войны Церковь немало делала для победы. Не случайно, в 1943 г. советское государство во многом облегчило положение религиозной организации, оказавшей значительную роль в патриотическом сплочении общества.
Параллельно происходила смена интернационально-атеистического на патриотическое (даже умеренно религиозное) направление в идеологии. Такая перемена была обусловлен рядом причин.
В их числе: 1) очевидная неэффективность искусственной революционной идеологии, неспособной должным образом объединить население в тылу и воинов на фронте для отпора врагу; 2) жизненно важная задача пробудить патриотические чувства у населения; 3) фактически сложившаяся с первых дней Великой Отечественной войны патриотическая деятельность Московской Патриархии.
Главной же причиной было то, что в церкви вновь увидели опору государственности и единения общества. Согласно этим же обстоятельствам произошло обращение к отечественным национальным и патриотическим традициям, что прослеживалось во всех областях - «от культурно-исторической до религиозной.
В процессе завершения перехода от интернационального к национально-патриотическому курсу церкви отводилась роль катализатора и цементирующего компонента»
Большинство священнослужителей поддерживало патриотический дух советских людей, оказавшихся на оккупированной территории, способствовало партизанскому движению. В проповедях осуждалось дезертирство, сдача в плен, сотрудничество с оккупантами, измена Отечеству приравнивалась с изменой вере. Немало священников, монахов сражались на фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских отрядах. Подвиги многих из них были отмечены орденами и медалями.
4). Православие и другие традиционные религии народов России пользуются огромным авторитетом у населения. Стоит согласиться с мнением о том, что Церковь и армия – это те институты нашего общества, которые пользуются наибольшим доверием у населения. Кроме того, армия и Церковь - это наиболее патриотично настроенные и организованные части нашего общества
Институт военного духовенства обладает значительными возможностями в сфере воспитания личного состава, нормализации психологического климата в подразделениях.
Самое популярное:
Дух ибадата и Богослужение
Слово "ибадат" происходит от арабского "абд" (раб) и означает подчинение. Аллах - ваш Господь, а вы его раб, и все, что раб выполняет в послушании и ради своего Господа, и есть ибадат. Исламская концепция ибадата очень ...
Попытки создания интернациональной религии
Сами правители Римской империи делали некоторые попытки создать такую наднациональную мировую религию. Была, например, сделана совершенно непригодная попытка введения официального общеимперского культа: независимо от множества разных мест ...
Словарь - комментарий к понятиям и именам
Августин Аврелий (354-4301 Христианский теолог и философ, признанный в православии блаженным, а в католицизме - святым учителем церкви.
Авель. Второй сын Адама и Евы, убитый старшим родным братом Каином. История Каина и Авеля кладет нача ...