Масонство при Екатерине IIСтраница 1
В 1762 году, после недолгого царствования Петра III, на престол вступает Екатерина II. При ней масонство получает самое широкое развитие. Первое время своего царствования она относится к масонству терпимо, вероятно из политических побуждений, также точно, не будучи во все религиозной, она официально ладила с религией, ища себе опоры в православном духовенстве.
Масонство было распространено главным образом среди столичного и провинциального дворянства, но оно также проникало и в купеческую среду и имело сторонников среди православного духовенства. По свидетельству современников, оставалось немного дворянских фамилий, у которых не было близких родственников в масонских ложах. Например, в петербургских ложах Елагина и Мелиссино состояли членами: князь И.В.Несвицкий, граф Р.Д.Воронцов, С.Р.Воронцов, князь А,Вяземский, граф В.Фермор, князь А.Одоевский, А.Хвостов, граф Н.Толстой, Н.Бекетов и другие. В рейхелевых ложах участвовало несколько князей Трубецких; по шведской системе «работали» графы Апраксины, князья Гагарины, Долгорукие, Куракины, князь Н.В.Репин, графы А.И.Строгонов, А.И.Мусин-Пушкин, Шуваловы; розенкрейцерами были князь Черкасский, Лодыженские, Лопухины, Тургеневы и другие.
В екатерининскую эпоху масонство, как и в начале CUIII века, было сильно развито среди иностранцев, являясь как бы средством их корпоративного объединения. Этим объясняется, что заседания масонских лож происходили иногда на французском, английском, а подчас и на итальянском языках. В Москве, также как и в Петербурге, были немецкие и Французские ложи.
Первая широкая организация русского масонства, объединившая несколько лож, создалась в начале 1770-х годов. Во главе ее и стал Иван Перфильевич Елагин.
«Известное до сего времени число лож, - пишет Г.В.Вернадский, - может быть для разных моментов екатерининского царствования, определено следующими цифрами:
а) середина 1770-х годов, примерно 1775 год: 13 лож первого Елагина союза и 8 рейхелевых лож;
б) 1777 год: 18 лож елагино-рейхелева союза;
в) 1780 год: 14 лож шведской системы;
г) 1783-1786 годы: 14 явных лож берлинской розенкрейцерской системы;
д) 1787-1790 годы: до 22 лож второго Елагина союза и не менее 8 тайных розенкрейцерских лож.
Число членов каждой ложи сильно колебалось. Меньше всего их было в розенкрейцерских тайных ложах – не более девяти человек в каждом «собрании».[37]
Благодаря терпимому отношению правительства масонства развивалось беспрепятственно.
С 70-х годов масонство вообще получает прочную организацию. В это время наиболее прочные позиции были у двух систем: елагинской и циннендорфской /шведско-берлинской/, между которыми существовала борьба за преобладание и влияние среди русских масонов. В конце концов эта борьба закончилась, о чем более подробно будет сказано ниже.
Наука, литература и публицистика, естественно, также подпадают под масонское влияние. В высших образовательных и культурных центрах России масоны благодаря своей сплоченности занимают первые места.
Российская академия /1787/ из 60 членов имела 30 масонов, в их числе И.П.Елагин, граф А.С.Строгонов, князь М.М.Щербаков, И.И.Мелиссино и др. В Московском университете масоны в 1777 году – профессора Х.Ф.Маттеи, Х.А.Чеботарев и др.
Российская академия, Шляхетский корпус и Московский университет основаны масоном И.И.Шуваловым, они превращаются в мощные масонские центры, откуда льется свет вольно каменщеского учения.
Около 1784 года князь Щербаков пишет утопию «Путешествие в землю Офирскую», которая, несомненно, является начертанием социалистического государства.
При Екатерине II получает известность Н.И.Новиков, с 1769 года общество узнает его как издателя «Трутня». В дальнейшем деятельность его на поприще просветительства продолжается. Новиков не случайно связывает свою судьбу с масонством, он был нужен движению как деятельный, образованный, энергичный человек.
Самое популярное:
Ересь
В древнегреческом языке от глагола hairein («брать») произошли прилагательное hairetos («способный выбирать») и существительное hairesis («акт выбора»). Со временем существительное приобрело дополнительные значения «выбор», «направление», ...
Сущность богомильства
Подобно всем средневековым еретикам, богомилы утверждали, что их учение представляет собой подлинное христианство, что оно исходит из Евангелия как самого достоверного источника, единственного, содержащего подлинные слова Иисуса и апостол ...
История установления церковного брака
Установление церковного брака как особого церковно-правового института в истории христианства произошло весьма поздно.
Армянская Церковь первой признала необходимость церковного обряда для действительности брака — канон 7 Шахапиванского ...