Основные этапы развития языческих верований восточных славян
и украинского народаСтраница 2
Принадлежность конкретного тотема какому-либо роду, племени проявлялась в особенностях одежды, головного убора, прически, украшений и пр. Например, русский женский головной убор «кика» по форме напоминает птицу, а его имя происходит от названия лебединого крика – кика.
Наиболее почитаемой птицей славян был лебедь. В местах проживания наших предков (на Полтавщине) археологи обнаружили датируемые VI–V вв. до н.э. зольники – остатки культовых кострищ, окаймленные вырезанными из земли и раскрашенными в белый цвет двухметровыми фигурами лебедей. Согласно древнерусским летописям и историческим легендам, сестра трех братьев – основателей Киева – звалась Лыбедь. Образ лебедя в русской и славянской мифологиях связан со светлым и радостным началом. Тотемические представления, связанные с лебедем, живут и по сей день в запретах убивать или употреблять эту птицу в пищу. Тотемные представления остались в русских традиционных обрядах. Например, в русской свадебной лирике главные действующие лица – жених и невеста – именуются: «утка да селезень», «сокол да лебедь».
Русские песни сохранили свидетельства и о древнейших растительных тотемах: «калинка-малинка», былинный Калин-царь, Калинов мост и др. В ряде случаев произошла трансформация тотемизма в культ предков в образе животных. Разновидностью культа предков в образе животных является оборотничество. Так, в русских былинах Вольга охотится в образе сокола, обращается в муравья. Русская сказка широко использует мотив превращения прекрасной девушки – невесты – в лебедя, утку, лягушку. Интересны поверья восточных славян о людях–волках – волколаках.
Более поздний, но очень крупный пласт восточнославянской религии восходит к периоду земледельческо-скотоводческого хозяйства и характерен для развитого родового строя. Главными его компонентами были общинные аграрные культы и семейно-родовое почитание предков. Одной из форм культа предков было почитание Рода и рожениц
. Возможно, Род был верховным божеством славян до Перуна
.
След этой формы культа сохранился в известном образе Чура или Щура.
Сохранившиеся в детских играх восклицания «Чур меня!», «Чур, это мое!» означали в древности заклинания, призывы предков на помощь. На культ предков указывает и сохранившийся обычай поминания умерших родителей в определенные дни года (Радуница, родительский день).
Исторически две роженицы предшествуют Роду. Это были богини плодовитости всего живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия. Роженицу древние славяне часто изображали в виде лосих
. До сих пор в мотивах русской вышивки можно видеть подобные изображения.
Близ Киева есть город Родень, крупнейший религиозный центр славян. Вплоть до крещения Руси туда не пускали иноземцев. Там совершали поклонение Роду наряду с другими богами.
Мир, окружавший древнего славянина, был «населен» невидимыми духами – душами предков и родичей, двойниками фетишизируемых предметов и явлений, объектами тотемистического культа. Уже не сам предмет является объектом почитания, а живущий в нем дух, демон, который оказывает положительное или отрицательное влияние на ход событий в мире и на судьбы людей.
Это новая стадия в язычестве – стадия полидемонизма. Демоны – это ранее двойники каких-то вещей и явлений реального мира или людей, ставшие самостоятельными существами. Они приобретают антропоморфный образ.
С течением времени духи начинают различаться:
а) по месту обитания различаются демоны сферы «вне дома» (лес, поле, болото и т.п.), сферы «дом», сферы «ниже земли» и «выше земли»;
б) по определенному периоду времени (полудница, полночь и др.)
Отличаются духи и отношением к человеку: злые и добрые.
В водной стихии, считали древние славяне, жили берегини и водяные. Берегини, а позднее вилы и русалки – это женские духи рек, озер, прудов, колодцев и т.д. Берегини хранили благополучие разных мест и видов природы, оберегая человека повсюду: дома, в лесу, на воде, в поле
Самое популярное:
Определение религии
Социология рассматривает религию в ее отношении к обществу, анализирует ее связь с организацией общественной жизни. Эта связь двусторонняя. Как бы ни оценивалось и ни интерпретировалось воздействие общества на религию, социология не может ...
Период римско-византийского и арабского владычества
Национальные и государственно-национальные Церкви прошлого допускали религиозный плюрализм — наличие других национальных религий. Христианская церковь в качестве церкви исповедующей монотеистическую интернациональную религию не желало мир ...
Станца IV
1. Дикий Белый Бык покрыл Большую Красную Корову. Одним исторгающим усилием она родила Белого Телёнка женского рода.
2. По обеим сторонам головы её выросло по одному Золотому Рогу, а посредине неожиданно вырос Рог с Бриллиантовым Наконеч ...