От основания до поругания
Первый период истории Свято-Успенского православного прихода (1897-1947 гг.)
История Свято-Успенского прихода насчитывает более ста лет. Сразу же после своего переселения основатели нашего поселка начали воздвигать храм Божий. Одни историки считают, что это был храм во имя Рождества пресвятой Богородицы, но старейшие жители нашего поселка не согласны с этим мнением. Они утверждают, что церковь строилась в честь Честного и Славного Успения Пресвятой Богородицы. Учитывая тот факт, что официальный день празднования Успения Божьей Матери, будем считать последнее достоверным.
Строительство церкви было завершено к концу весны 1897 года. Освящение состоялось 31 мая. Именно с этого дня Шербакуль (тогда он еще назывался Борисовкой) получает статус села (село отличается от деревни или простого селения наличием церкви). В этом же году на добровольные пожертвования прихожан был построен дом для священника и его семьи. По свидетельствам современников нововозведенный деревянный храм отличался особым благолепием: прекрасный резной иконостас, богатая утварь, слаженное пение церковного хора. Тогдашние прихожане, а это, можно сказать, были почти без исключения все жители поселка, очень любили свой храм, старались посещать его как можно чаще. Однако службы проходили, как и во всех приходских храмах, лишь в воскресенье и праздничные дни. Храм находился в самом центре поселка. Руками заботливых прихожан вокруг него был разбит парк, который существует и поныне. Благозвучный перезвон колоколов на церковной звоннице, который созывал прихожан на богомолье в храм Божий, по свидетельствам современников, был слышен в деревнях, расположенных на расстоянии 12-15 километров от села. В храме служил только один священник, он же и был настоятелем. Известно, что в приходской клир входил и диакон, который помогал священнику во время службы, а иногда и заменял его, если это допускалось церковными канонами. Отец-настоятель также исполнял обязанности благочинно: он духовно окормлял жителей близлежащих деревень, часто совершал выездные богослужения по своей канонической территории. К сожалению, история не сохранила никаких биографических сведений о жизни священника, известна лишь его фамилия - Лебедев.
При церкви работала церковно-приходская школа, которая по своей сущности являлась единственным общедоступным учебным заведением. В ней преподавались не только церковные дисциплины (закон Божий, церковно-славянский язык, церковное пение), но и общеобразовательные предметы (чистописание, основы арифметики и др.) Большую часть занятий вел сам батюшка.
После революции 1917 года храм действовал до начала 20-х годов. После чего его закрыли, некоторое время он пустовал. Были разграблены все святыни, иконы сожжены, сам храм осквернен. Впоследствии здание храма использовалось под зернохранилище ( в архивном фонде Шербакульского райисполкома имеется решение от 30 ноября 1934 года «об использовании Шербакульской церкви под склад для зерна».). Это продолжалось до 1937 года, когда храм был разрушен окончательно. Почти 20 лет место пустовало, а в 1953 году на территории храма было построено здание райкома КПСС.
С уничтожением храма приходская жизнь не прекратилась. Православные христиане прихода собирались на молитву в доме священника (дом батюшки сохранился и до наших дней, ныне там размещается районный отдел культуры). Это продолжалось вплоть до ареста и расстрела священника. Именно с этого момента православная жизнь в поселке стала постепенно угасать. Рождались поколения, которые были воспитаны в духе атеизма.
Самое популярное:
Религиозное призвание Мухаммеда. Зарождение Ислама
Ислам
("предание себя Богу", "покорность") - вторая по распространенности в нашей стране мировая религия и самая "молодая" из них. Зарождение ее относится к 7-му веку, к жизнедеятельности Мухаммеда (ок.570-63 ...
«Своя» колода
Карты Таро – вещь сугубо специфическая, почти интимная. Обилие колод и расхождения в прочтении Арканов указывают на многогранность смыслов, заложенные в картах. Каждый создатель карт видел мир со своей точки зрения, и это видение он и вкл ...
Дрогощанский Анатолий Николаевич
17 июня 1893 г. р., ур. с. Щелканово Юхновского района Западной области. Окончил Мещовское духовное училище. Проживал в с. Мосур Мосурского сельсовета Барятинского района Западной области. Был священником в селе Замошье. Женат. Имел 5 дет ...