Библиотеки учебных заведений, религиозных организаций и монастырейСтраница 3
Очень условно можно назвать несколько книг, бывших в распоряжении первых игуменов Соловецкого Преображенского монастыря и составивших ядро будущей библиотеки. Важная веха в ее истории — конец XV века, когда игумен Досифей — при Зосиме, был простым монахом — отправлялся в город Новгород Великий, чтобы пополнить монастырскую библиотеку.
Досифей, образованный игумен, самолично и с помощью приглашенных мастеров занимался переписыванием книг, отбирая лучшие, наиболее авторитетные оригиналы, подправлял послесловия, делал вкладные приписки. В двух из них сохранились перечень 25 книг, отправленных на Соловки.
Известен Досифей, как автор одной из редакций Жития Зосима и Савватия, о чем он рассказал в «Слове о сотворении Жития начальников соловецких». Досифей записал по памяти все, что знал об основателях монастыря.
Так Досифей положил начало основанию разносторонней по составу библиотеки Соловецкого монастыря. Содержание рукописей, собранных игуменом говорит о широте взглядов Досифея, о его интересах к церковно-полемической тематике и лучшим образцам оригинальной русской литературы. После Досифея библиотека непрерывно пополнялась.
В 1928 году книжное собрание Соловецкого монастыря — 1482 рукописи были переданы из Казанской духовной академии в Государственную публичную библиотеку имени Салтыкова-Щедрина (РНБ). ( стр. 63 - 65).
Синодальная библиотека при Андреевском монастыре на Воробьевых горах считается — первым просветительским учреждением в России. Монастырь основан Ф. Ртищевым в 1648 году. Андреевский монастырь существовал достаточно скромно и тихо до середины XVII века, когда Ртищев собрал украинских образованных монахов. Андреевский монастырь и Учительское братство, которое здесь было образовано, явились фундаментом для создания Славяно-греко-латинской академии, основанной братьями Лихудами.
Ученые монахи, пробыв около двух лет, перешли затем в Богоявленский монастырь, в Спасский монастырь и способствовали созданию первой академии, которая дала впоследствии две ветви: Московскую духовную академию и Московский государственный университет.
Новый период в истории Андреевского монастыря начался в августе 1992 года. 14 августа вышел указ Патриарха Всея Руси Алексия II о переводе в Андреевский монастырь Синодальной библиотеки. В монастыре работает воскресная школа, где учится около 30 детей разного возраста.
Библиотека монастыря взаимодействует и с государственными светскими библиотеками: учебными, юношескими. Монастырская библиотека помогает им в комплектовании духовной литературой — за собственный счет — монастыря. В соответствии с программой комплектования библиотека стремится охватить как библиотеки светские, так и библиотеки ученых заведений Русской Православной церкви.
В данный момент библиотекой установлены тесные отношения с Ассоциацией богословских библиотек. В Венгрии проходила встреча по вопросам взаимодействия библиотек стран Восточной Европы. Библиотека входит в состав ИФЛА. В настоящее время библиотека активизирует связи со специальной библиотечной богословской ассоциацией. ( стр. 18 - 22)
Книжное обозрение учебной библиотеки Православного Свято-Тихоновского Богословского института, расположенного в г. Москве стало пополняться после открытия этого крупного учебного заведения в 1991 году. Библиотека, как структурное подразделение института была организована в 1992 году и в настоящее время это крупный информационный библиографический центр. Отбор литературы в фонд ведется в соответствии с потребностями преподавателей и студентов богословско-пастырского, катехизаторского, педагогического, историко-филологического факультетов. В структуре фондов библиотеки существует фонд иностранной литературы.
В 1998 году был издан библиографический указатель книг на русском и церковно-славянском языках за 1918 – 1993 годы «Православие», подготовленный библиографами РГБ при участии преподавателей института и сотрудников библиотеки. Подробная информация о данном указателе будет даваться ниже.
Большинство библиотек среднего и низового уровня — епархиальные, монастырские, храмовые, а также библиотеки благочинические, епархиальных духовных училищ, православных гимназий, воскресных школ — воссоздаются заново. Данный процесс продолжается и в настоящее время.
Самое популярное:
Станца VIII
1. Фохат уже занёс свою стопу, но не опускает её, до тех пор, пока не сможет сделать Свой самый широкий шаг. Сыны Пламени кричат Ему с большим беспокойством:«Сыны Майи не смогут достичь «запретной границы», если ты опустишь Свою стопу на ...
Вера в жизнь после смерти
Пятый догмат Исламской веры заключается в вере в загробную жизнь. Пророк Мухаммад (мир ему!) велел нам верить в Судный день. По этому поводу он говорил следующее. Жизнь земного и всего, что есть в нем, в назначенный день завершится. Все б ...
Пасха. Традиции. Пасхальный стол
Первый и самый великий праздник в новозаветной Церкви – это праздник Пасхи или Воскресения Христова. День празднования Пасхи установлен Первым Вселенским Собором в 325 году. Обычно празднование православной пасхи выпадает на период с 4 ап ...