Христология Отцов-антигностиков. Ириней Лионский
Главным направлением деятельности Иринея была борьба с гностицизмом с целью не искоренить еретиков, а объяснить им истину, для того, чтобы они обратились к Церкви, и чтобы Христос посетил их души[11]. Его учение утверждает, что через Логос, существующий от Вечности, открывается Отец и что через Воплощение Логос стал историческим Иисусом и поэтому был одновременно истинным Богом и истинным человеком[12]. Опровергая ересь гностиков, говорящих, что Христос в Своих страданиях и смерти был отделён от бессмертного, Ириней уделяет огромное внимание единению Бога с человеческой природой[13]. Он развил учение о том, что во Христе, как во втором Адаме, человечество снова объединено с Богом и восстанавливается образ и подобие Божие. Именно через воплощение Слова, человек во плоти становится совершенным[14]. Сутью христологического учения Иринея явилась смерть Христа, как заместительная жертва вместо нас. Через послушание Христа отменяется непослушание Адама[15]. Деяние спасения предполагает, что Иисус есть истинный Бог и истинный человек. Ириней отмечает:
«Если бы человек не победил врага человека, враг не был бы в действительности побеждён, и опять же, если бы Бог не даровал нам спасение, мы, наверное, не обладали бы им. Если бы человек не был соединён с Богом, он не смог бы стать причастником нетления»[16].
Здесь однозначно подчёркивается человеческая природа Христа. Ириней говорит, что истинный человек должен пройти через послушание для того, чтобы восстановить порядок, разрушенный непослушанием Адама. С другой стороны, только Бог может совершить деяние спасения[17].
Самое популярное:
Проблема многоконфессиональности
Многонациональность и многоконфессиональность страны не являются препятствием для сотрудничества силовых структур с религиями народов России. Традиционные религии всегда найдут общий язык друг с другом, так как они являются сердцем народо ...
Жизнеописание священномученика митрополита Феофана (Тулякова)
250 лет назад в Калуге явилась чудотворная икона. В начале нашего века, в честь этого святого образа стал употребляться специальный Акафист, составителем его, как сказано в послесловии к изданию 1992 г., «. . . является Феофан (Туляков), ...
Православная церковь в России, СССР и Российской Федерации
Православие исповедуют в настоящее время большая часть следующих народов: греков, болгар, сербов, македонцев, черногорцев, русских, украинских, белорусов, румын, грузин. Разумеется, православные верующие и храмы имеются и в других частях ...