Христология Отцов-антигностиков. Ириней Лионский
Главным направлением деятельности Иринея была борьба с гностицизмом с целью не искоренить еретиков, а объяснить им истину, для того, чтобы они обратились к Церкви, и чтобы Христос посетил их души[11]. Его учение утверждает, что через Логос, существующий от Вечности, открывается Отец и что через Воплощение Логос стал историческим Иисусом и поэтому был одновременно истинным Богом и истинным человеком[12]. Опровергая ересь гностиков, говорящих, что Христос в Своих страданиях и смерти был отделён от бессмертного, Ириней уделяет огромное внимание единению Бога с человеческой природой[13]. Он развил учение о том, что во Христе, как во втором Адаме, человечество снова объединено с Богом и восстанавливается образ и подобие Божие. Именно через воплощение Слова, человек во плоти становится совершенным[14]. Сутью христологического учения Иринея явилась смерть Христа, как заместительная жертва вместо нас. Через послушание Христа отменяется непослушание Адама[15]. Деяние спасения предполагает, что Иисус есть истинный Бог и истинный человек. Ириней отмечает:
«Если бы человек не победил врага человека, враг не был бы в действительности побеждён, и опять же, если бы Бог не даровал нам спасение, мы, наверное, не обладали бы им. Если бы человек не был соединён с Богом, он не смог бы стать причастником нетления»[16].
Здесь однозначно подчёркивается человеческая природа Христа. Ириней говорит, что истинный человек должен пройти через послушание для того, чтобы восстановить порядок, разрушенный непослушанием Адама. С другой стороны, только Бог может совершить деяние спасения[17].
Самое популярное:
Бессмертие души.
Концепции богословских теорий проповедуют личное бессмертие в загробном мире как единственное, что может и должно стать смыслом жизни человека. Если человеческая жизнь является высшей ценностью, то антиценностью является смерть. Вопрос о ...
Реализация религиозной картины мира в миссионерских текстах
Для ориентации в мире человек должен иметь запас знаний, приобретенных в общественном и личном опыте. Он формирует образ (картину, модель) мира как основу своей жизнедеятельности. А.Н. Леонтьев писал, что, как и всякое живое существо, чел ...
Гонимые и гонители. Мухаммед в Медине. Хиджра
Число последователей Мухаммеда в Мекке увеличивалось, и это встречало растущее сопротивление со стороны богатых купцов – курейшитов, наиболее влиятельных жителей города. Опиравшиеся на святилище и богов Каабы, курейшиты не видели смысла в ...