Факторы, повлиявшие на развитие христологии. Влияние иудаизма и эллинизма
В ранние века на развитие христологии оказала полемика с иудаизмом и эллинизмом[1]. Иудаизм с его строгим монотеизмом вёл к преуменьшению истинной Божественной природы Иисуса, так как они рассматривали Христа в ряду пророков, особо одаренных или избранных Богом людей или ангелов. Такую группу иудеохристиан называют эбионитами. Их идеи встречаются в христологии и других людей, считающих Иисуса человеком, одарённым некой безличной силой[2].
Другая крайность встречается в эллинизме, которая наоборот преуменьшает истинную человеческую природу Христа. Её представители приписывали Иисусу кажущееся тело и кажущееся страдание. Они пытались разрешить проблему недостойного Бога вочеловечения и вводящего в соблазн страдания Сына Божьего спиритуалистическим способом. В противоположность этому учению Игнатий Антиохийский сотериологически обосновывает свою аргументацию, говоря о том, что любое отрицание реальной человеческой природы Иисуса означает отрицание реальности нашего спасения. Тогда бессмысленны наши телесные страдания и гонения за имя Христа, и всё христианство превращается в иллюзорную действительность. Так Игнатий приходит к христологии, ясно указывающей единство двух природ Христа: плоть – дух, рожденный – несотворенный, из Марии – из Бога[3].
Самое популярное: