Источники богомильстваСтраница 1
Богомильство появляется в Болгарии в 10 веке, но на его появление большое влияние оказали следующие факторы:
Распространение ереси павликанства
Распространение ереси мессалианства
распространение апокрифической литературы
усиление феодального гнета
Павликанство появляется в 7 веке в византийской Армении, в условиях становления феодализма, и начала закрепощения крестьян. Павликанство имело много общего с манихейством: придерживались дуалистических представлений о мире и человеке. Согласно павликанству небесный мир и человеческая душа созданы богом, тогда как видимый мир и тело человека - дьяволом. Этот постулат ляжет в основу богомильского аскетизма впоследствии. Далее, они считали, что добро и зло находятся в постоянной борьбе, которая не имеет ни начала ни конца. Этот тезис тоже нашел отражение в богомильстве, которое было всё же, не смотря на учение об аскетизме, активным пропагандистским течением, выступавшим против царской власти и усилившегося феодального гнёта. В богомильстве сказано, что богатые никогда не попадут в рай, следовательно, они - есть зло. Именно этот постулат позволил обосновать законность пропагандистской политики богомилов. Поскольку зло и добро сражаются всегда, то логично, что это добро должно существовать, должно быть так же реально, как и зло, олицетворенное, в конкретном случае, царем и феодалами. Олицетворением добра, соответственно, автоматически становились богомилы. Идея непринятия существующего государства и политики, направленной против властей, была воспринята именно из учения павликанства, идеалом которых было возрождение древних христианских общин, возращение к коллективному производству и коллективной политике. За счет этих идей, и за счет того, что павликанство отвечало мечтам о лучшей жизни крестьян, оно нашло признание среди народа.
Кроме павликанства, значительное влияние на развитие богомильства оказало мессалианство. Это учение возникло в Малой Азии в 3 веке н.э. Мессалиане так же были склонны к дуалистическому видению мира, хотя и не в столь резких формах, как в павликанстве. Согласно учению массалиан, на земле имеется множество демонов, для которых одним из самых любимых обиталищ является человеческая душа. Чтобы изгнать этих злых духов, которые побуждают людей совершать преступления и грехи, необходимо, согласно учению мессалиан, много молиться, вести аскетический образ жизни, избегать мирских утех. Человек, живущий по данным правилам, становится "одухотворенным", освобождаясь от действия злых сил, и готов, таким образом, вступить в царстве небесное. Основным моментом в мессалианской философии является сотериологический момент - вопрос о спасении души и достижении блаженства в будущей жизни. Мессалиане говорили о неизбежности. Из этого учения постулат об аскетизме нашел признание в среде богомилов. Изначально богомильство заимствовало эсхотологизм и абсолютный дуализм, но с течением времени его крайние формы были смягчены.
Под влиянием православия часть еретиков пришла к убеждению, что победит в конце концов добрая сила. Именно этот смягченный дуализм, основанный на более светлом, оптимистическом мировоззрении, характерен для учения богомилов в том его виде, в каком оно изложено в "Тайной книге", а также в сочинении Зигабена. Однако, поскольку среди богомилов были и приверженцы абсолютного дуализма, в богомильстве образовалось два основных течения, о чем свидетельствуют памятники XI века.
В 9-11 веках ересь павликанства и мессалианства распространяется из малой Азии, где она появилась в европейские владения Византии. А отсюда - в Болгарию.
Следующий источник - апокрифическая литература стала проникать на территорию Болгарии после принятия христианства вместе с каноническими источниками. Интересен тот факт, что распространителями этой литературы были не только еретики, но и священнослужители. Апокрифическая литература может быть разделена на 2 категории. Апокрифы первой группы имеют весьма древнее происхождение. Составление их относится к первым векам нашей эры, некоторые даже древнее христианства, такие, как"Видение Исайи" (2-3 века н. э), "Книга Еноха" (1-2 век до н. э), "Откровение Варуха" (1 в н. э), апокрифический Апокалипсис Иоанна (5-6 вв. н. э). Апокрифы второй группы были созданы под воздействием богомильского учения проповедниками и последователями богомильства. Эти апокрифы относятся к 11 - 13 векам.
Самое популярное:
Православие
В 1 тысячелетии Православными называли себя восточные и западные христиане. После раскола 1054 г. наименование “православная” закрепилось за Восточной церковью. Считается, что в ней в наибольшей степени сохранились традиции раннего христи ...
Соколов Алексей Николаевич
1879 г. р., ур. с. Адуево Медынского уезда Калужской губернии, сын псаломщика. Закончил Калужскую духовную семинарию. С 1898 по 1902 г. г. был учителем. С 1902 г. – священником. С 1921 по 1922 г. г. проживал в Омской губернии. В 1922 г. п ...
Религия и патриотическое воспитание
Какие же силы в нашей стране реально способны воспитывать патриотизм? Список таковых весьма скромен… Сегодня в нашей стране ни школа, ни семья, ни искусство, ни культура в целом с такой задачей не справляются. А вот религия как особое соц ...