Верования народов комиСтраница 1
Религиозные верования народов Восточноевропейского Севера — коми-зырян и коми-пермяков — заметно отличаются от верований народов Поволжья. Главных отличий два: во-первых, верования эти складывались на основе лесного охотничьего хозяйства, а не земледельческого, как это было в Среднем Поволжье; во-вторых, русская колонизация раньше и глубже затронула эти народы, они были крещены еще в XIV в. (деятельность Стефана Пермского и его преемников); поэтому здесь больше сказалось и влияние русских народных верований, не говоря уже о православии.
Из описаний народов коми и их религии особенно ценны работы Клавдия Попова, Г. Лыткина, М. П. Шалимова, а в советское время А. С. Сидорова.
Очень большое значение в народных верованиях коми (особенно коми-зырян) имели промысловые культы. Коми— прекрасные охотники; охотничий же промысел всегда сопряжен с риском неудачи, поэтому у них и удерживались старинные суеверия и запреты. Зыряне охотились артелями, и руководитель (хозяин) артели должен был быть непременно и колдуном; именно этим его свойством объясняли умение найти богатые угодья, дать хорошую добычу своей артели. Между отдельными артелями раньше бывало соперничество и даже вражда; отсюда поверье о том, что колдуны — хозяева артелей стараются сбить друг друга с дороги; чье колдовство сильнее, та артель и вернется с добычей. На почве промыслового хозяйства держалась и вера в духов природы, впрочем сходных с русскими: ворса — леший (шутник, любящий завести человека в чащобу), куль — водяной и др.
Очень сильна была вера в порчу; это объясняется распространенностью в прошлом нервных заболеваний — истерии («икоты») и др., особенно среди женщин, что вызывалось социально-бытовыми условиями. Подобные заболевания приписывались сглазу или порче. Сглазить будто бы можно ненамеренно, случайно сказанным словом (отсюда сглаз назывался вомидз, от слова «вом»—рот); а можно наслать порчу и сознательно. Это делали главным образом колдуны. Вера в колдунов была очень сильна. Колдунам приписывались самые необычайные способности.
Наиболее оригинальное Поверье у коми-зырян, касающееся насылания порчи,— поверье о шеве. Слово «шева» означает прежде всего определенную болезнь — истерию, но также и ее причину. И вот эту причину представляли себе как некое материальное существо, попадающее в тело больного: шева имеет вид волоска, нитки, соринки, насекомого и может проникнуть через рот вместе с пищей. Насылает шеву колдун, который заранее хранит и воспитывает ее у себя, а потом пускает в ход. Проникнув в тело человека, шева там растет, свободно перемещается, грызет и душит жертву, может довести ее до смерти, после чего уходит и поселяется еще где-нибудь. Шеву можно уничтожить только огнем, тогда может умереть и наславший ее колдун. Поверья о шеве — суеверное истолкование истерических явлений.
Лечили болезни исключительно знахари, и тоже при помощи колдовских способов.
Некоторые поверья о животных напоминают смутные следы тотемизма. Быть может, исторически связано с тотемизмом и весьма оригинальное поверье коми-зырян о таинственном двойнике человека. У каждого человека есть свой невидимый двойник, или внешняя душа,— орт. По некоторым сведениям, этот орт может воплощаться в птицу. Сходное представление об урт есть у обских угров. У других соседних народов подобные поверья не отмечались.
Самое популярное:
Краткая История пророчества
Давайте окинем беглым взглядом историю пророчества, посмотрим, как начиналась эта длинная цепочка, как постепенно она раскручивалась и окончательно завершилась явлением последнего из пророков, Мухаммада (мир ему!) Вес люди, появившиеся на ...
Влияние тавхида на жизнь
человека
Теперь давайте рассмотрим влияние тавхида на жизнь человека. Почему верующему всегда сопутствует успех, кафира преследует неудача и на этом и на том свете?
1. Верующий в калиму не может быть ограниченным или недалеким. Он верит в Бога, к ...
Учение Мухаммеда
Однако Мухаммед не был глубоко оригинальным мыслителем. Как основатель новой религии он явно уступал в этом плане другим – будь то полулегендарные Будда, Лао-Цзы и Иисус или вполне реальный Конфуций – в силе и глубине интеллектуального по ...