Паломничество
Каждый мусульманин, если он в состоянии, должен, по крайней мере один раз в жизни, совершить паломничество в Мекку и Медину, священные города ислама. В отличие от паломничества в Иерусалим, предусмотренного для иудеев и христиан, у мусульман оно является не просто достойным похвалы делом, а религиозной обязанностью. Но эта обязанность распространяется лишь на правоверных, обладающих достаточными средствами для путешествия и материального содержания своей семьи во время отсутствия. Предусмотрено, что душевнобольные и рабы подлежат освобождению; больные, увечные и старики могут заменить себя в этой миссии, возложив на кого-нибудь паломника свой поклон святым местам.
Каждый год паломничество начинается между 7 и 10 числами месяца зилхиджеи его кульминацией является великий праздник жертвоприношения и семикратный обход храма Кааба. Заключающее в себе Черный камень, это кубической формы сооружение расположено в центре большой мечети Мекки; его также называют «Жилищем Господа» (Байт Аллах), и для всех мусульман это самое священное место святого города.
Хадж, или паломничество в Мекку, на протяжении всей истории ислама, имел огромный социальный, культурный и экономический резонанс. Каждый год правоверные из самых разных уголков мусульманского мира, принадлежащие к самым разным народам и социальным группам, покидали свои жилища и преодолевали значительные расстояния для того, чтобы принять участие в общем ритуале. Такие перемещения не имели ничего общего с массовой миграцией народов в эпоху Античности и Средневековья. Паломничество, действительно, добровольный акт, люди участвуют в нем, приняв личное решение, поскольку это возможность пережить особое событие в своей жизни и приобрести богатый опыт. Если паломник зажиточен, он отправляется в путь в сопровождении своих рабов, которых, случается, он был вынужден по ходу продавать, для того чтобы покрыть издержки. Если он торговец, он может воспользоваться путешествием для того, чтобы по дороге купить и продать товары и, таким образом, познакомиться с продукцией, рынками, купцами, нравами и обычаями других стран. Во время паломничества Мекка представляет собой самую большую ярмарку в мире, где можно найти самые разнообразные товары из Европы, Центральной Азии, Индии и т.д. Если паломник ученый, он тоже может воспользоваться своим путешествием, чтобы побывать на различных собраниях, повстречать коллег, приобрести рукописи, словом, принять участие в обмене идеями и мнениями и, таким образом, в распространении знаний.
Паломничество дает людям ощущение принадлежности к обширному сообществу. Это сознание общей идентичности усиливается участием в ритуалах и коллективных церемониях, а также в единении с братьями по вере других стран и других народов.
Османские монархи не преминули использовать эти благоприятные обстоятельства в политических и религиозных целях: паломничество позволяло им подтверждать каждый год свой статус первой исламской державы и демонстрировать свое главенство над священными городами, Меккой и Мединой. Атмосфера религиозного экстаза могла только способствовать духовному единению мусульманского мира под их покровительством. Паломничество было, если и не единственным, то, безусловно, одним из самых эффективных объединяющих факторов.
Османские султаны осуществляли постоянную заботу о проведении паломничества. Из Стамбула паломники отправлялись каждый год 12-го раджаб. Султан лично следил за отправкой паланкина из черного сукна с золотой вышивкой (махмаль) для того, чтобы накрыть им Каабу, и — для эмира Мекки — золота, упакованного в четыре шелковых мешка, и платья из расшитого золотом сукна, подбитого горностаем. Караван из Стамбула, объединявший паломников из Европы, Анатолии и с Востока, сливался с караванами, отправившимися из Дамаска, Каира (паломники из Магриба и Африки) и, иногда, из Ирака. Османские монархи также следили за состоянием путей, снабжением путников водой и, в особенности, за безопасностью. По возвращении паломники оказываются в центре праздника, называемого хаджи байрамы, во время которого каждый из них получает поздравления от друзей и соседей.
Отметим, что турецкий ислам никогда не отказывался от некоторых народных верований, особенно в том, что касалось культа святых. Так, каждый год, особенно в Анатолии и на Балканах, устраиваются паломничества, не предусмотренные канонами и организованные вокруг могил и мавзолеев (тюр-бё) великих святых суфи, куда правоверные отправлялись для того, чтобы просить исцеления от болезней, молиться за успешные роды, обрезание или вступление в брак или просто проникнуться духовной аурой святых. Звучит музыка, курятся благовония, приносятся дары; оконные решетки мавзолеев украшены полосками ткани, чтобы напомнить святым об ожидаемом благословении. Такие обычаи свидетельствуют о живучести культов, связанных с поклонением природе и анимизмом и восходящих к языческим временам. Некоторые легенды восходят к эпохе завоевания Анатолии и Балкан.
Самое популярное:
Изготовление амулетов и талисманов
Магия талисманов - одно из древнейших волшебных исскуств севера. Амулеты или обереги с вырезанными или нанесенными рунами были очень распространены в странах Скандинавии и не исчезли даже после принятия христианства.
Технология изготовле ...
Любовь — плод Божьего духа
Подобно тому как дождь, в нужное время орошающий фруктовый сад, содействует хорошему урожаю, Божий дух производит в восприимчивых людях качества, которые в Библии называются плодом духа (Галатам 5:22, 23). Первостепенной составляющей этог ...
Пророчество Мухаммеда
Если мы окинем взором атлас мира, то увидим, что не могло быть другой более подходящей страны, чем Аравия, для столь желанной мировой религии. Аравия расположена в центре Азии и Африки, недалеко от Европы. Центральная часть Европы во врем ...