Православное образование
В прежни времена в образовании человека наряду со школой принимали значительное участие семья и Церковь. Семья ограждала подрастающего человека от всех бурь и опасностей, поселяла в его душе уважение к традиции и укладу жизни, созидала фундамент нравственности. Это было свойственно всем ярусам социальной стратификации – от царской до простой крестьянской семьи. [15,16]
Церковь придавала этому нравственному устроению, образовавшемуся и сложившемуся в душевном тепле семейного очага, духовную первооснову, она устремляла душу к высоким идеалам истины, добра и красоты, не давала человеку, даже оказавшемуся в самых трудных обстоятельствах жизни, отчаяться и впадать в уныние. [15,16]
Глубокое качественное изменение претерпевает современная школа под воздействием информационного бума и глобальной компьютеризации общества. Любая информация становиться сегодня более доступна с помощью компьютерной технологии, через так называемую виртуальную реальность, без привычного общения с живыми людьми. В условиях неограниченного доступа к мировым информационным ресурсам через стремительно развивающиеся компьютерные связи уже в обозримом будущем люди, живущие в любом "медвежьем углу", смогут пользоваться всеми сокровищами знаний. Но путь глобальной научно-технической революции чреват искушениями и проблемами, подстерегающими нас там, где порой мы их вовсе не ожидаем. В частности, идет процесс разрушения традиционных связей между людьми – родственных, личностных, общественных. [15,17]
Главной задачей образования у нас всегда было формирование всесторонне развитой личности. Такая ориентация позволила нам при любых поворотах истории и даже в условиях жестокого антиличностного тоталитарного режима сохранять высокий уровень образования. [15,17]
Интересы, нужды духа, нравственные и религиозные, требуют рассматривать человека как уникальную личность во всей ее целостности. Но такой подход нельзя осуществить в рамках рационализма. он возможен только после признания прав веры в сфере разума.
Отсюда выводились исключительно важные для педагогики мысли:
Во-первых, человек в ней изначально рассматривался не только как существо физическое, но и как нравственное, что позволяло обосновать необходимость воспитания. Если человеческая душа имеет первоначальное и особенное содержание и именно оно есть источник слов, мыслей и дел, то последние составляют "нашу личную вину или нашу личную заслугу. Ответственность предполагает две вещи: наличие норм и свободу. Причем не эмпирическую, но нравственную, свободу самосовершенствования. Воздействие внешних факторов на развитие личности стихийно, и лишь воспитание имеет целесообразный характер, может выявить в эмпирии порядок и смысл, чем способствует овладению нравственной свободой.
Во-вторых, представление о человеке как о единичной и особенной личности не позволяет устранить индивидуальный подход в воспитании. Однако это не все. Единичность и особенность есть "нечто первоначальное и простое", недоступное научному анализу, который предполагает сложность и многозначность явлений. Следовательно, педагогика должна признать, что в человеке всегда будет скрыта определенная тайна. Это обязывает поставить вопрос о границах воспитания, связанный с правом ребенка на свободу, что, в свою очередь, влияет на выработку принципов воспитательных отношений. В такой системе координат они не могут осуществляться как субъект-объектные.
В-третьих, мышление было бы спокойной и безучастной переработкой происходящих событий, если бы не задачи, которые "происходят в своем последнем основании не из влияний внешнего мира, а из влечений и неотразимых требований сердца" В связи с этим образование становиться проблемой свободы, проблемой целостного развития. [16,80]
Самое популярное:
Богомильство в период болгарского царства
В этот период, как уже говорилось ранее, феодальный аппарат получил большое развитие, увеличился гнет, что вызвало всплеск недовольства в народе. Самые крупные восстания - 930 и 969 г. В этот момент большую роль сыграло увеличение культур ...
Наилучшая помощь
Но даже если вам, казалось бы, не к кому обратиться за помощью, существует источник поддержки, на который вы всегда можете рассчитывать. Это Иегова Бог — тот, кто нас сотворил, тот, кто видит, как развивается зародыш в утробе матери (Псал ...
Период римско-византийского и арабского владычества
Национальные и государственно-национальные Церкви прошлого допускали религиозный плюрализм — наличие других национальных религий. Христианская церковь в качестве церкви исповедующей монотеистическую интернациональную религию не желало мир ...