Религия и воспитание в России в наши дни. Преподавание религиоведческих дисцеплин в школе
И средняя, и высшая школы должны ознакомить учащихся с религией. Без этого учащиеся не смогут осуществить осознанный выбор мировоззрения. На мой взгляд, знание хотя бы основ вероучений и истории религий, а также основных идей свободомыслия совершенно необходимо для современного образованного человека. [2,16]
С целью религиоведческого просвещения в школах вводятся факультативные предметы "Религия и ее памятники", Из истории религий", "Мировые религии", "Религиоведение", "Великие книги человечества" и др. [2,17]
Преподавание религиозных дисциплин в светской школе – дело новое. И родители школьников, и сами учителя недостаточно ориентируются в этом вопросе. По данном центральной печати, 78% старшеклассников выступают именно за культурологический подход к изучению религии, а не как к "Закону Божию". Прежде всего преподавателям необходимо совершенствовать собственные знания по теории и истории религии. В библиотеках имеется обширная литература по этим вопросам – как атеистическая, так и религиозно-апологетическая.
Религиозные центры России в последнее время издали дореволюционные пособия по "Закону Божию" и катехизисы. Ими могут воспользоваться учителя религиозных воскресных школ и классов. Но для светской школы такие пособия не подходят.
В некоторых вузах приступили к подготовке и переподготовке преподавателей религиоведческих дисциплин, для них организованны краткосрочные курсы. Но эта работа только начинается. В ближайшие несколько лет таким учителям следует рассчитывать в основном на самоподготовку и собственный опыт. [2, 19]
Светская школа должна формировать морально-психологический климат толерантности, столь необходимый в демократическом обществе, где плюрализм мировоззрений – главное условие диалога и сотрудничества свободных личностей. Мировоззренческая нейтральность педагога – это и есть толерантность, контроль над своей идеологичностью, намеренное упреждение столкновений и антагонизмов на данной почве. Настоящий педагог отчетливо осознает направленность собственных убеждений, а главное – он понимает, что те положения религиоведческих дисциплин, которые не зависят от идеологических пристрастий, должны быть использованы предельно объективно, так, чтобы не были задеты чувства верующих или неверующих школьников и студентов.
Для духовного обогащения учащихся гораздо более важны социально-нравственные аспекты, сведения о влиянии религии на культуру, мораль, быт, традиции, обычаи и духовность народов, прежде всего собственного Отечества. На мой взгляд, это требование – одно из важнейших по своей методологической значимости. [2,22]
Школьный класс или студенческая группа практически никогда не бывают мировоззренчески однообразными. В них нередко есть верующие разных конфессий, почти всегда часть класса или группы – неверующие или индифферентные в отношении к религии. Сегодня религиозная тема в средней и высшей школе – не только предмет возросшего интереса учащегося, но и почва для нежелательных разногласий в подростковом и юношеском коллективе, которые могут быть вызваны самим фактом изучения религиоведения, если преподаватель допустит осуждающее высказывание в адрес той или иной конфессии и ее приверженцев, изменит принципу нейтральности в образовании. [2,23]
Самое популярное:
Мученический и исповеднический подвиг священнослужителей и монашествующих
Калужской епархии
Преподобномученик Исаакий Оптинский (Бобриков, 1865 - 1938гг.)
-архимандрит, последний настоятель старой Оптиной Пустыни. Родился архимандрит Исаакий ( в миру Иван Николаевич Бобриков) в 1865 году в селе Остров Малоархангельского уезда О ...
Словарь - комментарий к понятиям и именам
Августин Аврелий (354-4301 Христианский теолог и философ, признанный в православии блаженным, а в католицизме - святым учителем церкви.
Авель. Второй сын Адама и Евы, убитый старшим родным братом Каином. История Каина и Авеля кладет нача ...
Атеизм и свободомыслие средних веков
Для философской мысли средних веков атеизм не характерен. В эту эпоху философия рассматривалась в качестве «служанки богословия», и независимо от того, толковалась ли эта роль для богословия и философии в положительном или отрицательном ...