Итория школы в России. Религиозная школа
В большинстве стран мира институт школы вышел из лона церкви, а жрецы и представители духовенства были первыми учителями. Вплоть до позднего Средневековья в Европе монастыри и храмы были основными очагами образования и культуры. Первые университеты появились в стенах монастырей.
Со времени принятия христианства по XVIII в. включительно образование в России было полностью сосредоточено в руках Церкви и носило сугубо религиозный характер.
Это были преимущественно школы на дому у священника. Освоение начал веры, катехизиса являлось их единственной целью. Лишь попутно здесь учились чтению, письменности и счету. Длительное время приходские школы были на Руси единственными очагами образования, и только единицы из малоимущих могли учиться в них. К 1865 г. в введении Православной Церкви насчитывалась 21 тыс. таких школ. Они получали финансовую поддержку от государства. Национальные школы прибывали под крышей костелов, кирх, мечетей, синагог и дацанов. [2,10]
В России в то время действовала традиция духовной школы с ее ключевой фигурой добродетельного наставника – монаха-аскета. Ее суть состояла в утверждении приоритета святости, духовно-нравственного воспитания относительно передачи "книжной учености". Наставник ориентировал ученика на поиск абсолютного добра и справедливости. [10,17]
Светские школы стали появляться в стране лишь при Петре I. Их было очень мало – к началу XIX в.315 на территории всей России. Позднее количество таких школ увеличилось, и большинство перешло в ведение земства, а некоторые стали частными. [2,10] В эпоху Петра святоотеческая традиция не исчезает, несмотря на европеизацию и придание светского характера образованию. Она культивируется старообрядчеством в формах семейного воспитания. Но идея "просвещения души", ее "освящения" проникла и в сферу светского образования. [10,17]
К началу XX века в ведении светских властей находилось 43 тыс. школ, столько же было начальных церковноприходских школ. К ведению Православной Церкви относились также духовные училища, семинарии, четыре академии и другие учебные заведения.
Образование и воспитание во всех этих школах носили чисто религиозный характер, исключавший свободу выбора мировоззрения. Такова была государственная политика в области образования. Показательно, что в 1817 г. особым манифестом Российский император Александр I передал все школы в ведение Синода. Тем самым обучение было подчинено задаче формирования религиозного чувства у подрастающего поколения.
Изучение "Закона Божия", церковной истории, церковнославянского языка, уроки церковного пения занимали в начальных земских и частных школах почти половину учебного времени, а в церковноприходских большую его часть. Все школьные учебники проходили обязательную церковную цензуру. Преподаватель "Закона Божия" был одновременно церковным надзирателем учебно-воспитательного процесса. [2,11]
Традиция святоотеческого воспитания оказала влияние на развитее педагогических воззрений в системе отечественного светского образования, хотя и опосредованно – через формирование парадигмы жизненно-нравственного образования. [10, 19]
Самое популярное:
Нехристианская Европа
В данной работе мы попытаемся представить себе мир без христианства. На такую идею натолкнула дилогия отечественного фантаста С. Лукьяненко «Искатели неба», состоящая из двух частей: «Холодные берега» и «Близится утро».[2] Насколько прав ...
Возвращение к Богу Израилеву
Именно в самый драматичный, кульминационно-эсхатологический момент (в последний миг) Израильской истории и был послан Отцом к Своему народу Сын – Иисус, последний (эсхатологический) Пророк Божий (см. Втор.18,15-22). Таргумы и псевдоэпигра ...
Роль имени в писании
Традиция наречения имени человеку восходит к временам сотворения мира. Создав первого человека из праха земного, Бог дал ему имя Адам. Это имя является общим производным от ряда корней: кровь – «дам», красный «адом», земля «адама». Таким ...