Библия как священное писание христиан и литературное произведениеСтраница 2
Остальные евангелия добавляют к биографии Христа целый ряд подробностей. У большинства правоверных иудеев — современников Иисуса не могло возникнуть никакого доверия к призывам нищего сына плотника, уроженца захолустного, никому не известного Назарета. Поэтому другие евангелисты добавляют Христу солидную родословную (восходящую к самому славному для всех евреев царю Давиду, а через него — и к их общему прародителю Аврааму); переносят роды его материи Марии в Вифлеем (бывшую крепость того же Давида). Отца Иосифа объявляют не реальным отцом, а отчимом Христа, фиктивным супругом «девы Марии», поддержавшем версию ее «непорочного зачатия» и усыновившем потомка династии Давида. В этих Евангелиях гораздо больше рассказов о чудесах, совершённых Иисусом и цитат из его поучений, афоризмов и притч (иносказаний). Так, центральная — Нагорная проповедь подробнее всего приведена в евангелии от Матфея.
На пути к своей победе в европейско-средиземноморском мире христианство испытало не только внешние гонения, но и внутренние противоречия и расколы. И в первые века его существования, и впоследствии между его сторонниками нередко вспыхивали острые разногласия по поводу буквы и духа их учения. Наиболее существенные споры удалось преодолеть, выработав основные догматы христианской церкви и утвердив их на международных совещаниях руководителей христианских общин — Вселенских соборах. Авторы этих догматов — замечательные мыслители, писатели и политики были за это названы отцами церкви. Они опирались на интеллектуальные традиции античной философии, опыт разных религий Востока и Запада. Их книги примыкают к текстам Нового завета и составляют Священное предание христианства.
Среди отцов христианской церкви, признаваемых всеми её ветвями, в том числе православием, выделяются:
· Афанасий Александрийский (295–373), в борьбе еретиками отстаивавший единство бога-Отца и Бога-сына;
· Василий Кесарийский, прозванный Великим (330–379) за выдающийся вклад в организацию и защиту православия;
· его брат Григорий Нисский — философ-диалектик;
· Григорий Назианин (329–390) — церковный поэт и мыслитель;
· Иоанн Златоуст (350–379) — одаренный оратор-проповедник, за смелые обличения власть имущих сосланный на Кавказ;
· Максим Исповедник (580–662) — философ-мистик;
· Иоанн Дамаскин (умер около 753) — систематизатор православного учения.
Среди представителей латинской патристики наиболее знамениты:
· Амвросий Медиоланский,
· Августин Блаженный (к его гениальной «Исповеди» восходит современная философия экзистенциализма),
· папа Лев Великий.
На I Вселенском соборе в г. Никее 325 г. церковные иерархи Востока и Запада разработали Символ веры — краткий конспект всего христианского вероучения. В 381 г. на II Вселенском соборе в Константинополе его (с поправками) утвердили. При христианском крещении символ веры читается как молитва: Верую в единого Бога, Отца всемогущего, творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, сына Божия Единородного . Который ради нас, людей, и ради нашего спасения сошёл с небес и воплотился от Духа святого и девы Марии и стал человеком. Распят был за нас при Понтии Пилате, пострадал и был погребён. И воскрес в третий день согласно писаниям. И взошёл на небеса и сидит по правую руку отца. И опять придёт со славой судить живых и мертвых, и царствию его не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, которому вместе с Отцом и Сыном воздается поклонение и слава и который вещал через пророков. И в единую святую, соборную и апостольскую церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю Воскресения мёртвых и жизни будущего века.
Самое популярное:
Ересь
В древнегреческом языке от глагола hairein («брать») произошли прилагательное hairetos («способный выбирать») и существительное hairesis («акт выбора»). Со временем существительное приобрело дополнительные значения «выбор», «направление», ...
Изучение и развитие мифологии.
Первые попытки рационального переосмысления мифологического материала предпринимались еще в античности, причем преобладало аллегорическое истолкование мифологии (у софистов, стоиков, пифагорейцев). Платон противопоставил наряду с мифологи ...
Анимизм.
Постепенно развивалась новая форма религии -- культ природы Суеверный страх человека перед грозной природой вызывали желание как-то умилостивить ее. Человек стал поклонятся солнцу, земле, воде огню. Всю природу человек в своем воображении ...