Политические и культурные последствия Крещения РусиСтраница 1
Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, но самое главное во взаимоотношении церковной и светской властей. В византийском церковно-государственном правосознании Император (Василевс) мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников.
Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности.
Принятие христианства как государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом. При этом была частично уничтожена русская культура, в которой сотни лет язычество играло важнейшую роль.
Были запрещены все языческие обряды и празднества (многие из них сохранялись долгое время или принимали церковную интерпретацию — например, Масленица), некоторые образцы русского народного творчества, разрушены все культовые сооружения (идолы, капища). Уничтожались представители реакционной русской духовной элиты: волхвы и ведуны.
Согласно традиционной агиографии Русской Церкви и мнению некоторых современных исследователей, опирающимся на «Повесть временных лет», до полного укоренения христианства на Руси в некоторых родах практиковались человеческие жертвоприношения. Широко практиковалось многожёнство, в частности, сам Владимир I Святославич имел несколько сотен наложниц (автор «Повести временных лет» не указывает, расстался ли с ними Владимир после крещения). Предполагают, что начало года по принятии христианства в Киеве начали считать от 1 марта, а не с новолуния после дня весеннего равноденствия, как раньше.[5]
Христианство оказало и оказывает огромное влияние на мировую культуру. Особая ее роль обнаруживается в становлении европейской культуры, которая фактически есть христианская культура. Христианство впервые поставило личность выше природы и общества, заложив тем самым основы гуманизма. Свобода личности стала главной меркой для оценки природного и общественного порядка. Е. Спекторский, русский правовед и теоретик культуры, в своей книге «Христианство и культура» специальный раздел посвятил теме христианства и правовой культуры, где обосновал идею, что христианство создало основу для разработки проблемы естественных прав человека, а также выдвинуло мысль о правовом государстве, охраняющем права и свободы своих граждан и контролируемым ими.
Величайшей заслугой христианства является его универсализм: все люди одинаково равны перед Богом как носители образа Божия.
Христианство впервые сделало природу предметом для преобразующей свободной воли.
В христианстве формируется уважение к внутреннему миру человека, чего не было, к примеру, в античной культуре. Совесть и христианское чувство греха заложили основу для роста самосознания человека и стимулировали появление нового искусства и гуманитарных наук. Было создано не только самостоятельное христианское искусство, но и светская культура попала под сильное влияние христианства. Христианская культура стремилась возвысить людей над бренным миром, подчеркнуть их нравственную силу. Строительство великолепных храмов, иконопись, развитие музыкального церковного искусства, скульптуры, религиозной философии и многое другое - все это достижения христианской культуры.[6]
Самое популярное:
Законодательное обеспечение свободы совести в современной России
Международные акты по вопросам свободы совести послужили импульсом для изменения государственно-церковных отношений в нашей стране. Уже в 70-е годы появился ряд законодательных актов, расширяющих возможности религиозных организаций в удов ...
Возникновение религий
Человек современного облика хомо сапиенс. Слово «человек» происходит от 2 слов – тело, век. Человек современного облика сформировался 400 тыс. лет назад Зарождение первых религиозных представлений началось 200 000 лет назад при неандертал ...
Католицизм
Католическая церковь встретила в штыки все открытия науки XIX в., которые могли поколебать ортодоксально-католическую догматику. Не удовлетворяясь отдельными определениями по этим вопросам, обращениями, энцикликами, «консисторскими аллоку ...