Культ язычества в доисламской Аравии. Основные предпросылки
возникновения исламаСтраница 1
Небольшие протогосударства южной Аравии (Йемен, Мекка, Ясриб и другие) в IV-VI веках были объектом пристального внимания со стороны вышеназванных Византии и Сасанидского Ирана. Расположенные на побережье вдоль активных функционировавшего торгового пути, эти города-государства жили в основном за счет торговли, отчасти так же ремесла и ростовщичества. Через Мекку и другие торговые центры шли караваны с индийскими пряностями, изысканными фруктами и винами, драгоценными одеждами и камнями, товарами дальнего экспорта, включая китайский шелк. Правда, торговые пути пересекали и Северную Аравию, но там они находились под контролем сильных, соперничавших держав. Южная дорога, менее зависимая от политической конъюнктуры, была спокойнее и надежнее и потому процветала. На караванной торговле наживались и городские арабы (торговцы и ремесленники), и кочевые племена бедуинов, шейхи которых взимали свою долю за беспрепятственный проход караванов.
В IV веке расширившееся южно-аравийское государство Химьяритов объединило весь Йемен. В начале VI века это государство было завоевано эфиопским царством Аксум, а в 570 году эфиопы были изгнаны иранцами. С захватом Йемена и превращением его в свою сатрапию Иран практически взял в свои руки транзитную торговлю и направил ее по северному пути. Южно-аравийская торговля захирела, ее торговые центры оказались в состоянии серьезного кризиса, задевшего также и интересы кочевых арабских племен, в среде которых уже выделилась привыкшая к роскоши родоплеменная верхушка. Напряженность кризисной ситуации нашла свое выражение, как это нередко случалось в истории, в сфере духовной, в идеологических спорах, что и послужило непосредственным толчком к возникновению религии. Большинство арабов, особенно кочевники, были язычниками. Следуя древним семитским традициям, восходившим к вавилонской и даже довавилонской Месопотамии, они поклонялись солнцу и луне, различным божествам и духам, силам природы, мертвым предкам. На юге Аравии процветал фетишизм, нашедший свое отражение в культе больших поставленных на ребро камней. Крупнейшим из них был знаменитый черный камень в святилище Кааба, находившимся в Мекке – крупнейшем торговом и культурном центре Хиджаза. Кааба был назван так внешнему виду, напоминающему сооружение кубической формы (по- арабски каъба – игральная кость, куб). Он стал одним из важнейших религиозных центров Западной Аравии. Еще задолго до возникновения ислама к этому храму совершалось религиозное паломничество арабов. Господствовавшее в Мекке племя курейшитов (курейш, курайш), среди знати которого были крупные торговцы, ростовщики и рабовладельцы, образовало особое «товарищество», или союз, занимавшееся караванной торговлей. Как отмечено в Коране, они отправляли караваны «зимой и летом» (106: 2). В окрестностях Мекки курейшитами устраивались ярмарки, на которые съезжались представители многих родов и племен. Время этих ярмарок, длившихся четыре месяца в году, объявлялось священным. Любые военные столкновения, нападения друг на друга ради мести или грабежа торговых караванов были под строгим запретом. Нарушения этого запрета (харам) были осуждены от имени бога в Коране (29: 67).
Сосредоточив в Мекке и ее окрестностях ряд заповедных мест – масджидов, считавшихся священными, племенная и жреческая знать курейшитов добилась ежегодного участия обитавших поблизости арабских родов и племен в ярмарках и паломничествах, проводившихся в Мекке и ее окрестностях, и тем самым усилила свое экономическое, политическое и идейное влияние на других арабов. Последнее нашло отражение в ряде преданий, в частности в том, где рассказывается о находившихся в Каабе ко времени возникновения ислама 360 изображений божеств различных арабских родов и племен, количество которых позднее стало связываться с числом дней в году. Ключи от Каабы и руководство совершавшимися в ней богослужениями удерживались в руках рода Хашим племени курейшитов. Этот черный камень воспринимался всеми арабами как высший божественный символ. Возможно, что это уже в какой–то мере отражало складывавшееся среди арабских племен представление о существовании высшего верховного божества. Такого рода представления в Аравии были распространены довольно давно.С ними были знакомы арабы и в Мекке, и в Ясрибе (будущая Медина), и в городах Йемена. Источник их известен - это монотеистические религии, иудаизм и христианство. Иудаизм существовал в Аравии уже на протяжении ряда веков, особенно в городах. Крупные иудейские общины живших там евреев, прежде всего еврейских торговцев, активно функционировали в южно-аравийских торговых центрах и довольно охотно распространяли свое учение, особенно в Ясрибе-Медине и в Йемене, где на рубеже V-VI веков иудаизм за короткое время стал официальной государственной религией. Завоевание Йемена эфиопами (христианами) резко уменьшило влияние иудаизма, но зато усилило роль христианства. Христианство широко распространилось в это время среди арабов Сирии, Палестины, Месопотамии, не говоря уже о том, что территориально Аравия была буквально окружена христианскими государствами (Византией, Египтом, Аксумом), а в южно-аравийский городах существовали христианские общины и храмы.
Самое популярное:
Брак.
Благодать, подаваемая в таинстве брака, соединяет супругов по образу союза Христа с Церковью, приобщает их к этому союзу не только лично, но и как семью. "Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут д ...
«Любовь никогда не проходит»
Библия говорит, что «любовь никогда не проходит» (1 Коринфянам 13:8). В каком смысле? Апостол Павел говорит нам: «Любовь долготерпелива и добра. Любовь не ревнива, не хвастлива, она не превозносится, не ведет себя неприлично, не ищет свое ...
Что значит Бог для человека?
Бог – это солнце, которое светит на всех, но мы можем прятаться от Него, закрывать свои глаза, чтобы не видеть Его. Бог не может спасти нас без нас! Не всё то, что мы просим у Бога, может быть нам полезно. Поэтому нам следует только благо ...