Аравия до ислама. Формирование классового общества
Ислам возник в Азии на Аравийском полуострове, в его западной части – области Хиджаз, в начале VII века. Он возник в среде арабов, коренных жителей Аравии. Доисламские арабы – один из многих семитских народов, обитавших в этом районе Ближнего Востока с незапамятных времен. Более поздняя традиция, зафиксированная в Коране, исходит из того, что легендарный библейский первопредок евреев Авраам был праотцом не только иудеев, но и арабов: оба народа произошли соответственно от его сыновей Исаака и Исмаила, рожденных разными его женами. В Хиджазе и в смежных с ним областях Аравии происходило разложение патриархально-родового строя и формирование классового общества. В отдельных местах полуострова уже длительное время существовали рабовладельчество и работорговля, а в некоторых областях, особенно на юге, появились зачатки раннефеодальных форм эксплуатации. Уже более века в жизни арабов чувствовалось назревание значительных идейных и социальных сдвигов, перемен, получивших отражение едва ли не во всех сферах их бытия. Обострение этих процессов в немалой мере было связано с событиями, происходившими не только в самой Аравии, но и в смежных с нею странах. Дело в том, что народы обширного Аравийского полуострова, расположенного на стыке Азии, Африки и Средиземноморского бассейна, издавна были вовлечены в торговые, политические и культурные связи с близкими и далекими странами Востока и Запада. Особое значение для них в столетия, непосредственно предшествовавшие возникновению ислама, имели отношения с двумя крупнейшими государствами региона – Ираном и Византией. В свою очередь каждая из этих монархий, учитывая экономическое и стратегическое значение Аравии, стремилось установить над нею свое господство - прямое или косвенное, используя для этой цели своих саттелитов как на севере, так и на юге полуострова. Задача противодействия агрессивным намерениям соседних Ирана и Византии в немалой мере способствовала возникновению нескольких союзов арабских племен, действия которых порой становились весьма эффективными, но, как правило, сами эти союзы были не долговечными, эфемерными. Вместе с тем образование почти каждого из союзов племен, отражаясь в сфере идеологии, по условиям времени сказывалось и на их религиозных воззрениях, культе. Возникновеннию племенных объединений порой предшествовала деятельность проповедников, выступавших в роли пророков и прорицателей и широко использовавших религиозные мотивы.
Процесс разрушения обычаев и культов патриархально-родового строя был весьма длительным и протекал не одновременно в разных областях Аравии. Их преодоление продолжалось века и до сих пор не всюду может считаться полностью завершенным.
Самое популярное:
Краткая история карт Таро
Откуда карты Таро пришли и когда были созданы – существует множество версий. В качестве корней карт полагали древнейшую традицию Индии или Египта, а также связывали с мистическим культом Митры. Согласно легендам, ныне Землю населяет доста ...
Вера в жизнь после смерти
Пятый догмат Исламской веры заключается в вере в загробную жизнь. Пророк Мухаммад (мир ему!) велел нам верить в Судный день. По этому поводу он говорил следующее. Жизнь земного и всего, что есть в нем, в назначенный день завершится. Все б ...
Заговор посвященных
Как вы помните из предыдущих глав, число 276 было “выдано” в “Деяниях” апостолом Павлом, а число 76 евангелистом Лукой, которого сам Павел в “Послании к Колоссянам” называет “врачом возлюбленным”. При внимательном прочтении Нового Завета ...