Ислам в раннесредневековом ДагестанеСтраница 6
В «Истории Абу Муслима», вернее, в различных её списках даются две даты описываемых там событий. Лишь один из списков даёт дату после 110/728-729 г, а большинство их после 300/912-913 г. Если обратиться к историческим источникам, то обе даты обоснованы, но только в том смысле, что к началу VIII века относятся основные походы арабских войск в районы Дагестана, а к началу X в. составление самой хроники и строительство ряд, мечетей, упомянутых в тексте (а не строительство их во всём Дагестане).
Сохранившийся до сих пор ряд архитектурных памятников и данные эпиграфики ясно показывают, что именно в X веке шёл интенсивный процесс строительства мусульманских культовых сооружений, особенно в Южном Дагестане. К X в. (возможно к началу X в.) относится строительство мечети в селении Кара-кюре, на правом берегу среднего течения реки Самур — об этом свидетельствуют сохранившиеся в мечети куфические надписи по штуку почерком куфи. Мечеть в сел. Фите Агульского района также можно датировать X в. Свидетельство тому деревянные конструкции входного проёма с вырезанными на них надписями X в. почерком цветущего куфи. В сел Кочхюр Курахского района имеется арабская строительная надпись X в., поэтому - можно предположить наличие и здесь мечети также X в. В селениях Ахты (Ахтынский р-н), Рича (Агульский р-н) и Кумух (Лакский р-н) сохранились надписи о строительстве в этих селениях мечетей Абу Муслимом, но надписи эти выполнены в ХIХ в. при производстве реставрационных работах и могут быть рассмотрены если не как доказательство строительства культовых сооружений, то как первые попытки распространения ислама в этих районах.
В целом же, через триста лет после появления первых мусульман, ареал распространения новой религии в Дагестане не был всеохватывающим, ограничивался прибрежной полосой от Дербента до Семендера, Южным Дагестаном, включая часть Табасарана, земли до среднего течения Самура и Чирахчая и часть даргинских земель до Уркараха включительно. Хотя большая часть территории Дагестана оставалась верной языческим религиозным представлениям, хотя в ряде районов сильны были позиции христианства, была, тем не менее, создана довольно сильная и поочная база для дальнейшего внедрения ислама. К тому же последующие события, происшедшие во второй половине Х-ХЗ вв., сказалось довольно благоприятно на распространении ислама на всей территории Дагестана.
[1] Большаков О. Г. История Халифата. Т. I. С.3.
[2] История Дагестана. М., 1967.Т.I С. 121-126.
[3] Якуби. История. С. 7.
[4] Путешествие Абу ал-Хамида ал-Гарнати в восточную и Центральную Европу. С. 49.
[5] Саидов М.С., Шихсаидов А. Р. Дербент наме (к вопросу об изучении) //Восточные источники по истории Дагестана. Махачала, 1980. С.37-38.
[6] Гасан Эффенди Ал-Кадари. Ассари Дагестан. С. 172.
[7] Ислам. Энциклопедический словарь. М. 1991. С.56.
[8] Там же, С. 27.
[9] Там же, С. 65.
[10] Медников Н. А. Палестина от завоевания её арабами до крестовых походов (исследования источников). Ч.I. СПб, 1902. С. 10309.
[11] Tabari, II. 1971.
[12] Tabari, II. 1971.
[13] Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента. С. 46.
[14] Путешествие Абу ал-Хамида ал-Гарнати в восточную и Центральную Европу. С. 26.
[15] Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента. С. 124-125.
[16].Там же, С. 47-49.
[17] Там же, С. 203.
[18] Кадырова Т. К. К изучению идеологиинародных движений в Средней Азии VIII IX вв // Общественные науки в Узбекистане. 1967. №4. С. 43.
[19] Саидов М. С. О распространении Абумуслимом ислама в Дагестане // Ученые записки Института истории, языка и литературы. Махачкала, 1956 г. С. 36.
[20] Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М, Оразаев Г-М. Р. Дагестанские исторические сочинения. С. 79-83.
Самое популярное:
Свидетели Иеговы
Свидетели Иеговы отвергают учение о Святой Троице и божественную сущность Христа, называя его архангелом Михаилом. Они не признают Духа Святого, а считают Его просто силой Иеговы. Согласно их учению, душа человека умирает вместе с телом. ...
Главные мусульманские праздники
Мусульманские праздники (мосолман байрамдары) - это знаменательные дни мусульманского календаря, отмечаемые мусульманами и сопровождающиеся определенными культовыми действиями. Главными праздниками мусульман считаются "ид аль-Фитр&qu ...
СтанцаVI
1. Тьма и сумерки еще одной Ночи миновали. Стопа Могущественного вновь занеслась, и Своим факелом Он осветил лица Сияющих. Дымящиеся Искры пробудились к жизни, отыскали соски Сурабхи и, питаясь молоком её, быстро набрали силу. Святая Гор ...