Битва Иисуса с сатаной за Израиль
В марковом повествовании в сценах экзорцизмов присутствует топика эсхатологической борьбы Иисуса с бесами (Мк.1,23-27). Сам Иисус описывает Свои экзорцизмы в военных терминах битвы (Лк.11,14-22). Под влиянием иудейской апокалиптике Иисус, видимо считает, что эта битва уже выиграна на небесах (Лк.10,18; ср. Откр.12,7-9) и именно поэтому Он продолжает вести её успешно и на земле. Поэтому для Иисуса так важны, Его экзорцизмы, это знаки, знамения победы над сатаной и его слугами, в них Он видит Божественное подтверждение Своего призвания и правильность выбранного Им пути.
Видимо Иисус считает, что борьба с сатаной и его приспешниками, это настоящее дело для израильтян, и в первую очередь для Него Самого, как истинного Вождя народа Божьего. Поражение сатаны должно привести к полному уничтожению смерти, зла, греха и идолопоклонства на земле и тут не может быть половинчатости, ибо кто не с Ним в этой борьбе, тот против Него (Лк.11,23), тот повинен в хуле на Духа Святого, а этот грех не прощается Богом (Мф.12,22-32).
Экзорцизмы Иисуса это ещё не полная победа над сатаной, решающая битва ждет Его в Иерусалиме и Храме, однако выиграть её нельзя силой оружия. Об этом видимо говорит Его загадочная притча о «нечистом духе». В ней Иисус намекает иудеям о том, что их недавняя победа силою оружия во время Маккавейских войн над «мерзостью запустения», то есть как они считали над языческим идолопоклонством, над сатаной и его приспешниками, которую они так широко празднуют как национальную победу (Ханнука), по сути дела привела к еще худшим последствиям. Эта победа силой оружия привела к подъему национального чувства, что в свою очередь влекло иудеев к «священной войне», теперь уже не против Антиоха IV Епифана, а против Рима и эта идолопоклонническая идеология хуже той «мерзости запустения» которая была когда-то в Храме. Нечистый дух возвратился в дом (так иудеи называли Храм) взяв с собою ещё семерых духов (идеология «священной войны» и национального превосходства) злейших себя и это последнее хуже первого. Так происходит и с этим злым поколением (Мф.12,43-45).
Иисус же наоборот, как иудейские мученики и борцы за веру отцов своих, предаст Себя (такова воля Отца Мк.14,36; Ин.12,27; Лк.12,49-50) в руки грешников, которые убьют Его позорной казнью преступника, однако эта смерть за народ Божий (Ин.11,51-52; 12,24; 15,13) и поэтому в скором времени Бог оправдает Его (речения о трех днях Ин.2,19; Мф.26,61 и о Сыне человеческом см. ниже). Видимо в этом событии Иисус видел прославление имени Божьего (Ин.12,28), наступление Царства (Лк.22,28-30) и окончательное поражение сатаны (Ин.12,31; 14,30; 16,11) и всех форм угнетения и несправедливости в мире.
Самое популярное:
Библейские основания душепопечительства. Определение
понятия «душепопечительство»
Этимология слова «душепопечительство» представляет некоторую трудность, так как в лексике современного русского языка это слово редко используется, и современные толковые словари не дают ему определения. Вероятнее всего, употребление данн ...
Брак в современной Русской Православной Церкви
Государственно-правовой статус. Ввиду того, что действующее в РФ и других странах канонической территории Русской Православной Церкви (РПЦ) законодательство признаёт только гражданский (а не церковный) брак, в Русской Церкви браковенчание ...
И все же в некотором смысле Мессия
Синоптики сообщают нам, что еще в Галилее ближайшие ученики Иисуса стали считать Его Мессией, однако Он строго запрещает кому – либо об этом рассказывать (Мф.16,13-20; Мк.8,27-30; Лк.9,18-21). Разумеется, к данному моменту у учеников уже ...