В изменяющейся религиозной ситуацииСтраница 5
Втретьих, Россия стала страной поликонфессиональной, религиозного плюрализма. В далёкое прошлое ушло деление религий на "господствующую" (Русская православная церковь), "терпимые" (ислам, буддизм, иудаизм, католичество, лютеранство и некоторые другие), "гонимые" (старообрядчество, сектантские движения). Это с одной стороны. С другой стороны, уходит в прошлое партийногосударственная практика (в советский период) какой религии в стране быть, а какой не быть. На рубеже 7080х гг. ХХ в. существовало пятнадцать9 зарегистрированных религиозных объединений и некоторое количество объединений, которые не регистрировались государственными органами, как, например, Свидетели Иеговы, инициативники. Существовали и разнообразные катакомбные общины (некоторые действуют до сих пор, не регистрируясь в органах юстиции). И в настоящее время по данным Министерства юстиции РФ в России существует 67 независимых друг от друга конфессий. Постепенно меняется и география распространения религиозных объединений. Вот как выглядит поликонфессионализм, или религиозный плюрализм, на таблице, подготовленной российским отделением МАРС (проф. Красниковым А. А.)10 на основе официальных данных Министерства юстиции РФ о государственной регистрации централизованных и местных религиозных объединений России по состоянию в 2002 г. (по федеральным округам):
Структуры Русской православной церкви составляют более 50% всех зарегистрированных религиозных объединений. Их присутствие весьма заметно в Европейской части России. Однако в Дальневосточном округе лидируют уже протестантские формирования. В протестантских формированиях по их числу на первом месте христиане веры евангельской (пятидесятники), за ними следуют баптисты, далее евангельские христиане, адвентисты седьмого дня и другие самостоятельные организации. По числу приверженцев на первых местах после православных и протестантов остаются мусульмане, буддисты и иудеи.
Из общего списка конфессий (67) можно назвать религиозные течения, зарегистрированные и существующие на законных основаниях: Новоапостольская, Методистская, Реформатская, Пресвитерианская и Англиканская церкви, общины Свидетели Иеговы, Меннонитов, квакеров, толстовцев ("Духовное Единство"), "Живой этики", молокан, духоборцев, караимов, сикхов, Коптская церковь, Армия спасения, Российская православная автономная церковь, Православная Церковь Божией Матери Державная, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), Ассоциация "Церквей объединения" (Муна), Церковь последнего завета, Церковь Христа, Саентологическая и Саентистская церкви, Общество "Сознание Кришны" (вайшнавы), "Вера Бахаи", приверженцы тантризма, даосизма, зороастризма, шаманизма, неоязычества. Какоето количество, примерно, более 30 незарегистрированных направлений и самостоятельных религиозных организаций следует добавить к этому списку.
Формирующийся в новых условиях поликонфессионализм имеет свои основания в созданной ситуации вероисповедных свобод, однако, как показывают реалии современной Российской действительности последних лет, были периоды усугубления религиозных ситуаций, это заметно было с середины 90х гг., когда параллельно возникло два типа движений: первый так называемые антикультовые, которые стали связывать со спасением молодежи от новых религиозных движений и в целом с "упрочением духовной безопасности России"; второй за включение изменений и дополнений в закон РСФСР "О свободе вероисповеданий", которое вылилось, как прежде было замечено, в утверждение нового закона с новыми подзаконными актами. До сих пор, судя по откликам представителей традиционных религий, есть попытка неприятия и непризнания сформировавшегося поликонфессионализма. Более того, заметна борьба с ним, обозначение многих из них тоталитарными и деструктивными, хотя преимущественно они имеют официальную регистрацию в органах Министерства юстиции РФ. Они гарантировали соблюдение закона и находятся под защитой этого закона.
Самое популярное:
Семейно-родовые культы
Семейно-родовые культы довольно прочно держались на Кавказе вследствие застойности патриархально-родового уклада. В большинстве случаев они приняли вид почитания домашнего очага — материального символа семейной общности. Оно было особенно ...
Закат богомильства
Закат богомильства приходится на 15 век, когда Болгария была захвачена турками, но начался он гораздо ранее. Собственно, царствование Борила - последний этап активного противодействия богомильства власти и церкви. Царствование Борила зако ...
Взгляд на сексуальные отношения в религиях мира. Буддизм
Большинство последователей существующих ныне религий предпочитают толковать свои учения в направлении неприятия гомосексуальности. При этом буддизм придерживается иной точки зрения. Если сексуальность человека многими религиозными учениям ...