ВведениеСтраница 1
За последние два десятилетия духовная ситуация России претерпела большие изменения. Прежде всего, произошел отход от навязываемой обществом моноидеологии и наступил мировоззренческий и духовный плюрализм. С социальной стороны эти изменения стали следствием экономических и социально-политических перемен.
Одновременно во второй половине 80х гг. ХХ века в России начинаются большие изменения в религиозной ситуации. Они связаны с началом формирования новых отношений государства к религии и церкви. Вследствие этих изменений свобода совести, в частности вероисповедные свободы, стали не только декларироваться, но и гарантироваться. Новое отношение государства к религии нашло отражение в нормативно-правовых актах: в Основном законе и в специальных законах о свободе совести в условиях вероисповедных свобод начинается возрождение традиционных конфессий в России, появляются новые религиозные движения и культы. Однако для России это явление не ново. Уже в период феодализма появляются религиозные движения. Вначале они существовали как еретические стригольники и антитринитарии (XIV-XV вв.), чуть позже возник спор между стяжателями и нестяжателями, далее возникает старообрядческий раскол как следствие проведенных реформ патриархом Никоном (2я пол. XVII в.), сектантские движения духовные христиане (XVIIXVIII в.). Россия претерпела активную евангелизацию западных протестантских формирований (XIX в.). Одним из крупных отечественных религиоведов А. И. Клибановым эти периоды были определены как три издания религиознореформационных движений в России1.
Наконец, в 20 - 30е гг. Россия пережила сильные потрясения в религиозной жизни после 1917 г. Последствия этих потрясений до сих пор ощутимы. В те беспокойные годы в условиях сложных государственноконфессиональных отношений в православии возникает множество расколов, в том числе и обновленческий (в сер. 40х гг. сошедший на нет). Именно тогда в недрах религиозной жизни возникают катакомбные общины, истоки которых уходят в период античного христианства, для Руси с периода возникновения старообрядческого раскола. Некоторые общины стали именоваться общим названием ИстинноПравославная церковь (ИПЦ). Эти формирования стали ветвями Русского православия, при этом, естественно, они являлись ветвями дореволюционной Российской православной кафолической восточной церкви. К настоящему времени ИстинноПравославная церковь, формирования которой не признает руководство Московской патриархии, имеет несколько своих ветвей или юрисдикций. Одни из них продолжают находиться в катакомбах, вторые вышли из катакомб и получили регистрацию в органах юстиции, а третьи были сформированы в новой религиозной ситуации, но ведут своё преемство от ИПЦ. К последним относится Богородичное движение, которое представляет Православная церковь Божией Матери Державная (ПЦБМД или в тексте Богородичная церковь). Ее нередко относят к новым религиозным движениям. На рубеже 8090 гг. XX в. и в дальнейшие годы их появилось много до нескольких десятков. Одной из проблем современного религиоведения является их классификация. Одна из самых простых классификаций деление их на возникшие на местной, или российской, почве и на пришедших изза рубежа. Есть более сложная классификация, основанная на изучении религиозного сознания (теология, философия), религиозного культа и организации, а также по их воздействию на индивидуумов и в целом общество. Церковь Божией Матери нередко относят также к новым религиозным движениям, однако, основываясь на учете ее истоков, содержании структурных элементов, вряд ли можно ее классифицировать таким образом. Автор не ставит данную организацию в ряд новых религиозных движений. На чем основано подобное заключение, более подробно будет изложено ниже.
Публикуемую работу можно считать продолжением прежних публикаций автора2. От середины 90х гг. прошло несколько лет. За эти годы в церкви продолжался период её становления и формирования. Высказанные прежде авторские положения и сделанные выводы в данной работе отчасти пересмотрены.
Что касается других публикаций об этой церкви, то их следует разделить на две части. В первую входят публикации антикультового, антисектантского характера, которые не отличаются глубиной и серьезностью исследования. Они подготовлены на основе тех или иных идеологем3, разработанных на основе тех или иных конфессиональных подходов. Во вторую входят религиоведческие работы. Однако большая их часть представлена в кратком виде в справочных изданиях. Но есть и одно диссертационное исследование, посвященное Православной Церкви Божией Матери Державная4. Именно эти работы претендуют на объективность и на научность. Однако некоторые оценки в них отчасти устарели, допускаются неточности. В основном, в них исследуются материалы начального периода формирования и становления церкви Божией Матери в ее посткатакомбный период как уже зарегистрированной организации. Допускаются, как и в конфессиональных изданиях, неправильные интерпретации текстов учения церкви, особенностей личностных качеств и деятельности духовного лидера архиепископа Иоанна (Береславского).
Самое популярное:
Секты, ереси
Однако это укрепление было достигнуто ценой жестокой внутренней борьбы. Борьба принимала по большей части форму споров за догматы. Но за этими догматами стояли разные идейные течения, принадлежавшие разным национальным и классовым группам ...
Предисловие
Прошло больше тысячи лет с тех пор, как Отцы
Церкви писали трактаты против язычников. Сейчас эти трактаты стали вновь актуальны. Но эта статья не написана против язычников, ее цель не обвинять, а ответить на обвинения современных язычнико ...
Бог. Его имя. Философия
К понятию Единого Бога можно прийти многими путями, в том числе и рассуждая об имени Бога.
Проследим ход мыслей великого философа-теолога Николая Кузанского, который, учитывая удаление пространства в бесконечность в любую сторону или в с ...