Религия как одна из форм общественного сознания,
объект религии и форма религиозного отраженияСтраница 2
Существует много других определений религии, ведь исторически существовали и существуют конкретные религии; какой-то общей или абстрактной религии не существует. Можно отметить, что религия является сферой духовной жизни общества, социальной группы, лица, способом практически-духовного освоения мира и сферой духовного производства. Религия — явление многогранное. Она является проявлением сущности общества, аспектом жизнедеятельности человека и общества, которое складывается исторически; способом существования и преодоления человеческого отчуждения; по форме отображение действительности; феноменом культуры; определенной социальной подсистемой. [3, с.24-25]
Идея сверхъестественного в религии имеет совсем другое значение. Она выражает связь религиозного лица со сверхъестественной потусторонней силой. Однако эта идея имеет свои истоки в культуре, поскольку она могла возникнуть и развиться лишь в лоне этого «инобытия» природы. Такая идея есть не что другое, как самоосознание культуры человека. В разных религиозных системах идея сверхъестественного, то есть Бога, выполняет функцию связи между природой и человеком, обществом и человеком, между людьми. В этом понимании понятия «Бог» равнозначное понятию «культура», религия же рассматривается как одна из форм духовно-практического освоения мира. Такой подход дает возможность выяснить взаимосвязь религии и культуры. Поскольку культура содержит, кроме культового (религиозного) и некультовое содержание, то соотношение между культурой и религией следует понимать как соотношение между целым и его частью. Если рассматривать религиозный культ как самостоятельно целостное явление, что независимое от культуры, то правомерно допустить реальность некультурного, то есть существование такого явления, которое не связано с природой. Однако это практически невозможно, ибо сам факт допуска в уме воображения о сверхъестественном, потустороннем мире есть процесс интеллектуальный, сугубо человеческий, то есть культурный акт. Поэтому культура является основой религии, культа, а не наоборот.
Объектом
религиозной веры и поклонения могут быть лишь явления культуры. Человек боготворит не природу вообще, а лишь ту ее часть, которая содержится в процессе ее личной жизнедеятельности, то есть лишь отдельные явления своего культурного пространства. Это касается и общественной жизни человека. Объектом
поклонения является не Бог, а лишь идея Бога. Разнообразные представления о сверхъестественном в религии всегда материализованы в символах, скульптурах, иконах, песнях, молитвах, образах и тому подобное. Все это формы культуры. Христианин в своей вере имеет дело не с реальным существом, а лишь с воображением о Боге. В Евангелии он читает не слово самого Христоса, а лишь рассказы евангелистов об учении Иисуса Христа. Следовательно, идея Бога, что возникла в сознании людей, существует как действительно человеческая идея, что выражена в культурной форме.
В культе религиозный человек имеет дело сугубо лишь с культурным «двойником», символом природных и общественных явлений. Следовательно, религия вторична, производный фактор эволюции культуры.
Рядом с другими формами культуры религии принадлежит одно из важных мест в духовной жизни общества.
Религиозная фантазия также моделирует мир вещей и отношений, требует эмоционального отношения человека к плоду собственного воображения. Вместо этого искусство, например, не требует признавать его произведения за действительность, тогда как религиозный образ выдается за реально существующий объект, с которым нужно считаться.
Главным признаком любой религии является вера в сверхъестественное. К вере в сверхъестественное следует отнести представление о потусторонних силах в виде божества, ангелов, чертей и тому подобное. Религиозная вера в сверхъестественное характеризуется определенными особенностями. Во-первых, она предусматривает не просто наличие в сознании представлений о сверхъестественном, а веру в реальное существование сверхъестественного; второе, религиозная вера обязательно предусматривает эмоциональное отношение к сверхъестественному. В-третьих, вера в сверхъестественное включает убежденность в существовании особых двусторонних отношений между ним и человеком. Верующий убежден в том, что сверхъестественное не только существует, но и может повлиять на его жизнь, судьбу, и что посредством определенных действий человек, в свою очередь, может влиять на сверхъестественное, задобрить его, вымолить прощение, вызвать доброжелательное обращение и тому подобное. Религия возникла в сознании людей под воздействием условий общественного бытия, трудностей познавательного процесса, потребности выхода из, казалось бы, тупика, а также эмоционального отношения человека к действительности. Эта совокупность причин и условий, которые создают необходимость и возможность возникновения и воссоздания религиозного отображения действительности, и составляет источник и корни религии.
Самое популярное:
Борьба между иудейскими и неиудейскими группами
Проникновение языческих, восточных и греко-римских групп в состав раннехристианских вызвало обостренную борьбу внутри этих общин между еврейскими и нееврейскими элементами. Это привело к постепенному вытеснению иудейского наследия из хрис ...
Шраманы и их учения
Итак, принц Сиддхартха жил во время большого общественного переворота. Старая аграрная экономика сменялась новой монетарная экономикой. Как это часто происходит, когда аристократическая элита лишается привилегий, люди на всех уровнях обще ...
Выводы
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что в настоящее время, хотя и не существует единого взгляда на проблему взаимоотношений науки и религии, но, все же, большинство ученых и духовенства склоняются к типу «не противоречия», или ...