Эволюция старообрядчества. Сектантство XVIII в.Страница 5
Вместе с тем этот протест содержал в себе зародыши собственного отрицания. Хотя сектанты считали себя в общем одинаково способными к слиянию с божеством и к познанию истины таким способом, Саваоф, Христос, апостолы и другие библейские персонажи вселялись не во всех верующих, а лишь в избранных. У духоборов, которые все признавались «истинными» людьми, избранные составляли еще категорию «воистинных», из которых вербовались пророки и христы. Разделение имело не только формально-религиозный смысл. Руководители общин во всех сектах обычно занимали командные позиции в хозяйственной и всех прочих отраслях практической деятельности общины, а во многих случаях их религиозное положение становилось источником материального благополучия при помощи эксплуатации своих единоверцев.
Социальная оппозиция господствующему порядку и освящающей его церкви находила свое выражение и в отрицании установленных ими внешних форм религиозной жизни. Сектанты отвергали православное духовенство, церковное богослужение, культ креста, иконы, мощи, таинства. Формы практиковавшегося ими культа были различными по степени их сложности — от немногословной индивидуальной молитвы до многочасовых христовских радений с ритуальными хороводами, пением гимнов и т. д. Вопрос о «свальном грехе», происходившем якобы во время радений, остается до сих пор открытым. Нет сомнения в том, что православное духовенство возвело на своих противников немало напраслины; ни одного заслуживающего доверия свидетельства очевидца или участника таких эксцессов в литературе не существует. Отдельные явления такого рода, однако, не исключены, хотя в целом христы и близкие к ним сектантские группировки рассматривали аскетический образ жизни как один из устоев своего морального учения. В теории и практике скопчества требование аскетизма выразилось в наиболее крайней форме.
Со стороны властей секты XVII—XVIII вв. подвергались обычным в то время преследованиям. Помимо репрессий, применявшихся в отношении отдельных их деятелей, практиковались и массовые высылки всех членов сектантских общин в Сибирь и Закавказье.
Самое популярное:
Миф
Мифология - форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общественного развития.
Анализ большого числа мифов “примитивных” культур показал, что они отвечают всем требованиям л ...
Библейские основания душепопечительства. Определение
понятия «душепопечительство»
Этимология слова «душепопечительство» представляет некоторую трудность, так как в лексике современного русского языка это слово редко используется, и современные толковые словари не дают ему определения. Вероятнее всего, употребление данн ...
Начало истории старообрядческого раскола
Главари упорной оппозиции после собора 1667 года были сосланы в северо-печорский край, в так называемый Пустозерский Острог. Туда сослали протопопов Аввакума и Лазаря, дьякона Федора и инока Епифания. Условия ссылки были патриархальными, ...