НаукаСтраница 3
Возвращаясь к теме, хочу сделать замечание, касающееся великого Эйнштейна (1879—1955). В литературе попадались утверждения, что Эйнштейн был верующим, ибо писал о какой-то космической религии и т. д. В действительности Эйнштейн пользовался религиозной терминологией - лишь в условном смысле (см. «Наука и жизнь» № 10, 1960 г.). Например, он писал: «Я не могу найти выражения лучше, чем «религиозная» для характеристики веры в рациональную природу реальности . Какое мне дело до того, что попы наживают капитал, играя на этом чувстве?» В 1929 году на вопрос, верит ли он в Бога, Эйнштейн ответил телеграммой: «Я верю в Бога Спинозы, который проявляется в гармонии всего существующего, но не в Бога, который интересуется судьбами и делами людей». Бенедикт Спиноза (1612—1677) отождествлял Бога с природой, был пантеистом. Я, как уже упоминалось, не вижу, по существу, различия между пантеизмом и атеизмом, если не касаться естественной разницы в терминологии, использовавшейся в XVII веке и применяемой сегодня.
Вместе с тем нет оснований считать, что все высокообразованные люди являются в настоящее время неверующими или не исповедуют какую-либо религию. Например, известный космолог Жорж Леметр (1894— 1966) был даже католическим священником. Согласно опубликованным в 1998 году данным опроса членов Национальной академии наук США, верующими назвали себя 7% опрошенных. К сожалению, у нас нет подобных сведений, касающихся членов Российской академии наук.
Я рассмотрел два различных взгляда на взаимоотношение науки и религии и теперь, рассмотрим их синтез.
Самое популярное:
Зарубежный опыт
За рубежом имеет место «устойчивая сакральная традиция в обществе, обусловившая объективную потребность в наличии военно-религиозных служб в армии»
Институты военного духовенства каждая страна строит исходя из тех традиций, которые харак ...
Верховный авторитет основателей и лидеров культов
Один из важных признаков культов можно определить ответом на вопрос, каким авторитетом и какой властью основатели и лидеры культов пользуются в отношении к членам своих движений. Создатели культов имеют в виду такую власть и такие права, ...
Распространение христианства
Сделавшись государственной религией римской империи, христианство в эпоху ее распада проникает вместе с греко-римской культурой к германцам и славянам? В IV в. принимают крещение готы и вандалы, в конце V в. франки. В VI-IX вв. христианст ...